Каждому бизнесу нужны клиенты и заказчики. Интернет-бизнес — не исключение, но даже обычные проекты, не связанные с интернетом все чаще и чаще переходят на цифровые способы рекламы и поиска клиентов. Для этого владельцы обращаются к специалистам, работающим в этой сфере. Когда-то поиском в сети считали обычное размещение контекстной рекламы или баннера, переход по нему на сайт бизнеса. Сегодня этого мало и рекламодатели начали платить только за совершение каких-либо целевых действий, то есть за результативность переходов. Сразу встает вопрос о лидах. В этом материале будет рассказано, что такое лидогенерация, лиды и как они классифицируются.
Что такое лиды в продажах
Простыми словами, лиды — это те самые люди (клиенты), которые перешли по баннеру и объявлению на сайт рекламодателя и заинтересовались каким-либо товаром, выполнив целевое действие. Оно может заключаться в том, что человек оставил заявку на товар или услугу, заполнил форму, заказал звонок или позвонил сам, подписался на рассылку по электронной почте. Стоит отметить, что лид — это не фактический клиент или покупатель, а пока только потенциальный.
Вообще, слово «lead» с английского означает «водить», «проводить», «приводить», что близко похоже на определение термина. Понятие лида используется уже давно и зародилось в Америке и Европе. Россия же, как и все остальные страны СНГ, пользуются этим понятием сравнительно недолго.
Важно! Leads — те люди, которые пишут или звонят в компанию, чтобы воспользоваться услугами или приобрести товар. Русским языком можно сказать, что это означает «потенциальный покупатель», человек которого «привела» реклама.
Зачем нужны
Само понятие лида крепко засело в маркетинге, а особенно в сфере интернета. Если копать глубже, то оно подходит и для менеджеров по продажам. Лиды — это все люди, взаимодействующие с компанией через разные источники, но пока что не ставшие ее клиентами. В реальной жизни это может быть заполнение заявления, звонок, письмо на электронную почту и прочее.
В маркетинге лид содержит, хоть и минимальный, но набор данных о клиенте: его телефон, почту или имя. Возможно также получение более детальной информации при заполнении анкет.
Лид помогает определить потенциального клиента, заинтересованного в товаре. Также как и при опросе на улице, заинтересованные люди заполняют анкеты, участвуют в опросах и просто выражают свое мнение, в интернете при визите на сайт рекламодателя пользователи оставляют какую-то контактную информацию или выражают заинтересованность в товаре.
Лиды в интернет-маркетинге не отличаются чем-то другим и новым от тех же людей в реальной жизни. Их привлечением занимаются специалисты по интернет-маркетингу и контекстной рекламе. Существует много способов привлечения в интернете:
- Запросы в поисковиках или SEO. Человек уже знает, что ищет.
- Рассылки по электронной почте. Люди, получающие интересные рассылки будут более лояльны к бренду и повысят его узнаваемость.
- Социальные сети. Использование яркого и интересного контента заинтересует пользователей.
- Реклама в поисковиках и их контекстно-медийных сетях (контекстная реклама в Google, Yandex, Yahoo и др.).
Кто такой лид-менеджер и чем он занимается
Лид-менеджер — это специалист, который может получать определенное количество лидов в любой бизнес и продавать их владельцу. Он должен быть знаком с лид-менеджментом, который является частью теории бизнеса, описывающей способы, методы и практики привлечения новых потенциальных клиентов с помощью маркетинговых и интернет-маркетинговых технологий. Из-за того, что контекстная реклама и прочие виды продвижения своих товаров и услуг могут работать плохо и «сливать» бюджет из-за некачественной работы, ошибок директологов и прочих недочетов, лидогенерация является самым актуальным и надежным способом по привлечению клиентов.
Лид-менеджер должен уметь:
- Искать заказчиков, которые бы воспользовались его услугами;
- Разрабатывать стратегии продвижения бизнесов в сети Интернет;
- Создавать прототипы сайтов, обладающих хорошей конверсионной способностью;
- Запускать рекламные кампании, настраивать и анализировать их;
- Корректировать запущенный проект со всеми поправками, вытекающими из аналитики.
Поиск контактов может осуществляться специалистом в различных направлениях. Есть несколько советов, которые могут начинающим:
- Стоит понимать, что лид-менеджер может работать на расстоянии, следовательно, ограничений по демографии и географии работы у него нет;
- Настоящему профессионалу не нужно пытаться продать себя, так как главное — это занять определенную нишу или бизнес и показать, что у него есть ценный опыт;
- Следует посещать семинары и записываться на курсы или вебинары для прокачки навыков и поиска полезных контактов;
- У настоящего специалиста никогда не будет проблем с клиентами.
Профессия лид-менеджера будет занимать лидерство в интернет-профессиях еще много десятков лет, потому что навык привлечения клиентов в любой бизнес является одним из основных качеств специалиста и очень востребованным на рынке интернет-бизнеса.
Классификация лидов
В этом подразделе описана наиболее популярная категоризация клиентов, среди которых есть входящие и исходящие лиды. Что это такое в рекламе и интернет маркетинге, а также, как формируется — далее.
Полной и четкой классификации лидов не существует, поскольку они изменяются не только в зависимости от бизнеса, но и в его пределах. Все зависит от специфики, поэтому решение об разделении клиентов на группы принимают маркетологи и продажники. Им разрабатывается система, способная разделять лиды и даже присваивать им различные статусы, которые означают их готовность к покупке. Кстати, именно готовность и является одним из главных принципов ранжирования. В этой системе лиды делятся НПО степени «разогретости»:
- Холодные или незаинтересованные клиенты. Они не готовы к покупке и могут даже не догадываться о существовании компании. Эта аудитория используется отделом продаж для обзвона. Такие лиды могут перейти на сайт случайно;
- Теплые или узнавшие. Люди уже знают о компании, с ними налажен контакт. Теплая категория еще не собирается покупать товар, но настроена лояльно и готова обратиться к бизнесу в случае надобности. Как правило, это входящие лиды;
- Горячие или качественные. Люди точно настроены на покупку или заказ. Для завершения продажи нужно будет обсудить лишь некоторые моменты, связанные с оплатой и доставкой.
Важно! Некачественных лидов не бывает, даже холодные далекие от покупки люди просто нуждаются в дополнительной информации, выгодах и преимуществах и должны быть сконвертированы по воронке продаж в теплых, а затем и горячих лидов. Они то в конце концов и купят товар. Какая-то часть из них, конечно, отсеется.
Разделение также предполагает категории входящих и исходящих клиентов. Первые сами выходят на связь с компанией, найдя ее в интернете, а вторые генерируются после обзвона и т. д.
Стоимость лида
Стоимость лида — это цена, которую платит рекламодатель за привлечение потенциального клиента. Посчитать стоимость лида можно по простой и незамысловатой формуле: Средняя стоимость лида = Стоимость всех лидов / количество лидов. Этот счет работает, когда рекламная компания отработала и дала аналитику, но можно определить стоимость и до ее запуска. Для этого вначале считают средний чек. Потом определяют, какая часть прибыли пойдет на рекламу. Учитывая, что у каждого этапа воронки продаж своя конверсия, ее считают на основе статистических данных. Например, на привлечение клиента можно потратить 5 тысяч рублей, а конверсия отдела продаж составляет 40%. Из этого выходит, что продажа происходит за 2-3 звонка. Стоимость каждого лида при этом равняется 2 тысячам рублей ( 5000 * 40%).
Стоимость может считаться как по одному источнику трафика, так и по всей рекламной кампании. Например, бюджет РК, которая привела 10 клиентов, равен 10 тысячам рублей. Следовательно, стоимость каждого клиента равняется тысяче рублей.
Оценка эффективности стоимости лида проводится на основе анализа среднего чека. Если для агентства недвижимости, продающего дома и квартиры за несколько миллионов рублей, цена в 1000 рублей за лид оправдана, то для кафе с чеком в 1500 рублей она невероятно высока. Основными показателями эффективности являются:
- цикл принятия решения;
- отложенная конверсия;
- цикличность продаж;
- жизненный цикл клиента;
- цена за покупку;
- средний чек.
После того, как с определением лида стало все понятно, самое время ознакомиться с тем, как привлекать лиды, это что такое — лидогенерация.
Что такое лидогенерация
Лидогенерация — это неотъемлемая часть лид-менеджмента и прямая обязанность лид-менеджера, представляющая собой маркетинговую стратегию, по поиску привлечению потенциальных клиентов в какой-либо бизнес. Поиск, как правило, осуществляется по определенным критериям, параметрам и данным. Лидогенерация используется в нескольких секторах: потребительском и B2B.
В первом случае она нацелена на узкие группы людей, которых ищут через интернет с помощью поисковых систем Google или Yandex, на сайтах их партнеров, социальных сетях, тематических ресурсах. Поведение пользователей чаще всего определяется на основе их демографических характеристик и поисковых запросов.
Во втором случае, для бизнес-сегмента, чаще используется назначение деловых встреч, сбор мероприятий и приглашение делегатов, исследования в области маркетинга. Оптимизированный сайт и рассылки по электронной почты также хорошо подходят как для B2B, так и для потребительского сектора простых людей.
Методы лидогенерации делятся на личные, цифровые и рассылки. К личным относят: деловые встречи, телемаркетинг, семинары, конференции, исследования. Цифровые виды предполагают использование сайтов для сбора лидов, контекстной рекламы, социальных сетей и т. д. Рассылки также являются полезным инструментом генерации лидов и включают в себя: рассылки персонально по e-mail, через СМС, по подписке в СМИ или в личным письмах.
Преимущества и недостатки лидогенерации
Любая тактика маркетинга имеет свои плюсы и минусы. Лидогенерация — не исключение. Среди основных ее достоинств можно выделить:
- возможность подсчета стоимости одного клиента;
- возможность точно планировать бюджет рекламной кампании;
- оплата лишь за реальные результаты — контакты потенциального клиента, а не за их поиск.
Недостатки также имеются и в основном связаны с:
- большим количеством интернет-мошенников, оказывающих услуги лид-менеджера очень некачественно;
- достаточно высоком пороге вхождения в лидогенерацию и ее сферу при самостоятельном изучении всех аспектов;
- тем, что в большинстве случае стоимость одного лида остается неизменной всю РК и не может быть изменена.
Таким образом, материал дал понять, что такое лид в маркетинге. Это потенциальный клиент, который при грамотном конвертировании станет покупателем или заказчиком.
Поставить оценку