Что такое управленческий учет и чем отличается от бухгалтерского

1 мин


1

С бухгалтерским учетом знакомы практически все. Кому-то приходилось сталкиваться лично, практически все слышали о существовании такого вида учета. Бухучет обеспечивает качественное ведение хозяйственной деятельности предприятия, осуществляет регулирование финансовых движений и учет имущества. Однако, мало кто слышал про вторую форму ведения работы компании и учета — управленческую.

Что это такое?

Управленческий учет — это система регистрации, сбора, обобщения и предоставления качественной и правдивой информации о деятельности предприятия, которая требуется для эффективного принятия решений и составления выводов руководством и собственниками. Применение указанной системы позволяет выполнять качественный анализ распределения ресурсов, финансового и экономического состояния организации. С помощью учета можно оптимизировать издержки и повысить финансовые показатели.

Разница в основных постановках задач

Важно! Основная функция внедрения и ведения системы — информирование руководства о реальном состоянии дел в компании или эффективность управления.

Отличие от бухгалтерского вида

Управленческий и бухгалтерский учет, отличия которых наиболее заметны в финансовом и экономическом аспектах, заключаются в следующих факторах:

  • имеют различную скорость в процессах подготовки отчетности;
  • отличаются учетной политикой;
  • степенями детализации итоговых отчетностей;
  • отличаются полнотой и форматами получаемых отчетов.

Оба рассматриваемых вида имеют простой идентичный принцип — применение двойной записи. Выполнение любого хозяйственного действия или операции заканчивается созданием соответствующей записи, которая во всех учетных системах аналогична по структуре, то есть используется журнал проводок.

Основные отличия заключаются в том, что применяются различные методы отображения хозяйственных операций. Например, учетная политика и набор аналитик в плане счетов. Отличаться может скорость внесения в базу данных о совершенных операциях. Последний фактор напрямую влияет на скорость формирования отчета.

Обратите внимание! Управленческий вид учетной деятельности подразумевает большое количество аналитических данных. Управление бухгалтерией организовывается с минимальным их количеством.

Задачи

Представленный вид учета может организоваться для быстрого и качественного решения таких составных задач:

 

  • регулировать планирование хозяйственной деятельности при помощи бюджетирования;
  • осуществлять контроль и оптимизацию расходов при помощи быстрого получения свежих данных;
  • выполнять анализ отклонения реальных значений от плановых, основываясь на данных отчетов.
Главные технологии

Цели и задачи УУ различаются по методам их реализации:

  • оперативный учет;
  • бюджетирование;
  • управленческая отчетность, то есть внутренняя;
  • финансовая отчетность, внешняя.

Внедряются они при помощи:

  • бюджета перемещения денежных средств;
  • бюджета расходов и прибылей;
  • планового баланса.

Управленческий баланс имеет отличие от бухгалтерского: в последнем, классические модели управленческого формата отчетности отсутствуют полностью. В связи с этим, при необходимости предприятия управлять балансом, приходится брать бухгалтерский баланс и принимать меры по его доработке — например, расширить аналитику.

Бюджеты, которые применяются в отечественных условиях, практически не используют автоматизацию УУ. Такая возможность позволяет проводить контроль предприятия в целом, выполнять анализ реализации планов, отклонения реальных показателей от бюджетных, делать своевременную корректировку и принимать решения с большей эффективностью.

Схема

Завершение планового срока характеризуется составлением:

  • отчета о прибылях и убытках;
  • баланса;
  • отчета о перемещении финансовых средств.

Требования к организации процесса

Организация УУ основывается на различных параметрах политики предприятия в области управления. Эти параметры бывают такими:

  • производственные циклы и их периодичность;
  • преемственность данных и не единичное их применение;
  • создание отчетных значений, которые подходят ко всем уровням управления;
  • использование бюджетирования;
  • оперативность, расширенность и достоверность данных, а также возможность их проанализировать;
  • использование идентичных единиц измерения;
  • возможность оценки эффективности работы определенных структурных отделов.

Автоматизированный процесс, который все чаще вводится на предприятиях, имеет собственные требования, которые касаются организации процесса. На сегодня они такие:

  • понятность для любого пользователя;
  • своевременность определения и отправки информации;
  • реальность и полнота предоставления всех параметров хозяйственной деятельности;
  • регулярность сбора информации;
  • соответствие показателей ожиданиям.

Виды

УУ делится на несколько видов.

Производственный

Является основным типом. С его помощью можно вычислить и распределить затраты согласно УУ и регламентированному учету. Если все три параметра совпадают (управленческий, регламентированный и производственный), то снижение трудозатрат при закрытии периода возможно определить расчетом затрат согласно регламентированного вида. Автоматизация такого вида достаточно качественно выполнена в программе 1С.

Маржинальный

Является показателем, который определяет зависимость прибыли от количества выпущенной продукции и продаж. Прямой зависимости прибыли от объема продаж нет, потому что происходит вмешательство прочих факторов. Увеличение количества реализованной продукции повышает выручку, однако закладывает дополнительные расходы на расширения присутствия на рынке и необходимость снижать цену на товар. Маржинальный учет позволяет решить вопросы планирования объемов товара, стоимости, а также расходов на получение большего количества операционной прибыли.

Стратегический

Отличается долгосрочными перспективами в сферах повышения конкурентоспособности и шагов обеспечения развития компании. Основные вопросы такого вида — финансовое и ресурсное обеспечение будущего компании. Выполняется учет и планирование инновационной и инвестиционной работы.

Бюджетный

Такой вид применяется для улучшения прозрачности, лучшей предсказуемости экономических и финансовых показателей для руководителей, повышения ответственности за качество работы отделов и департаментов. Используется планирование доходов и фиксация пределов расходов.

Виды

Правила внедрения

УУ в его автоматизированном исполнении обязан быть системным процессом. Собственники крупных компаний даже в основных городах, где происходит скопление всей доступной информации, допускают множество ошибок. Их можно и нужно исправлять, однако на это требуются дополнительные денежные вливания и много времени. Чтобы не сталкиваться с распространенными проблемами, необходимо учитывать такие факторы:

  • Оценка составляющих учета обязана выполняться и базироваться не только на финансовой методике, а включать в себя множество других. Разработка правил основывается на отечественных и международных стандартах в сфере управления.
  • Качественное введение системы автоматизации УУ должно проводиться только после внимательной проверки предприятия и выполнения разъяснительных бесед с руководителями и сотрудниками о пользе такого начинания.
  • Внутренние УУ обязаны включать в себя только важные данные и подаваться в удобном для восприятия формате. Необходимо, чтобы информация была легко читаема, наглядна и детально разделена на составляющие. Данные должны иметь параметры, которые требуются для целей управления. Представленный подход снижает потребление времени обработки документов, а также представляет их в более полезном и информативном качествах.
  • При создании УУ и его автоматизации следует привлекать максимально возможное количество работников из штата. Связано это с тем, что так они смогут ознакомиться и впоследствии более эффективно пользоваться разработанными процессами. Будет ошибкой привлечь только связанных сотрудников (экономистов, бухгалтеров).
  • Во время разработки требуется выявить все бизнес-процессы, направить силы и средства на оптимизацию их, разделить полномочия и функции, во избежание дублирования.
  • Совершенствование создания УУ обязано быть постоянным. Единичная оптимизация не даст ощутимого эффекта, она должна проводиться постоянно. Общая работа системы должна совершенствоваться и улучшаться постоянно. Любые позитивные новшества должны внедряться практически во время их выпуска. Это позволит постоянно быть в курсе последних достижений и повысить эффективность бизнеса.
  • УУ, его разработка и совершенствование нельзя направлять на решение единичной задачи. Система должна решать целый комплекс задач и проблем согласно всем направлениям деятельности компании. Будет ошибкой направить оптимизацию на качество бухгалтерского и управленческого ПО, и при этом применять бумажный документооборот.
  • Обмен данными следует проводить в точно установленное время. Разработка и ввод информационных технологий поможет в этом.
  • Инструменты УУ, при их полном соответствии целям и задачам предприятия, помогут избежать возникновения проблем, связанных с ограничением технических возможностей.
  • Разработка регламентированного оборота документации, в процессе которого бы отображались сроки сдачи отчетности, документации, выполнялась бы мотивация сотрудников по соблюдению установленных норм, создание графика оборота документов — наиболее эффективное решение.

Управленческий учет представляет собой систему получения информации о предприятии. Чем она будет прозрачнее, тем лучше получится оценить состояние дел. Существует четыре вида УУ. При внедрении системы в компании следует соблюдать правила и требования к организации процесса учета. Это позволит добиться максимальной эффективности деятельности как сотрудников, так и предприятия в целом.


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

1

Прочитали? Как оцените?

Плохо Плохо
0
Плохо
Скучно Скучно
0
Скучно
Любопытно Любопытно
0
Любопытно
Интересно Интересно
1
Интересно
Супер Супер
0
Супер

комментариев

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *