Федеральный закон 223 ФЗ о госзакупках

Чтобы снизить уровень коррупции в государственном секторе, правительство приняло ряд законов, которые касаются в том числе и госзакупок. Эта сфера напрямую связана с коррупционными рисками, поскольку цены могут завышаться, заказы — предоставляться заинтересованным лицам. Чтобы исключить это, для государственных корпораций был создан закон 223 ФЗ, оговаривающий порядок госзакупок, обеспечения контрактов и прочие нюансы.

Основные принципы

Участников тендеров, претендующих на заказ от госкорпорации и имеющих все возможности для его выполнения, закон 223 фз о закупках последняя редакция 2019 года не ущемляет. Вместе с тем существуют основные нормы проведения процедуры закупки, но победитель тендера вправе отказаться от заключения контракта до момента его подписания.

Важно! Заказчиком в этом случае выступает компания с большой долей государственного участия либо же госкорпорация, которой предоставлена самостоятельность.

При этом действия заказчика не должны противоречить принципам закона о закупках товаров и услуг. В их перечне следующие постулаты:

  • Информационная открытость — каждый, кто заинтересован в прозрачности процедуры, может ознакомиться со списком закупаемого и получить объяснения касательно него. Это означает, что любой гражданин, деньги которого как налогоплательщика, тратятся на закупки, имеет право получать достоверную и полную информацию.
  • Целевые траты — каждая закупка должна быть обоснованной, а цена на нее адекватной. Закон призван не позволить госкорпорациям приобретать товар у одного закупщика по завышенной цене, так как подобные траты не являются целевыми.
  • Открытость — участвовать в тендерах могут компании любого масштаба, равно как и предприниматели. Правовой акт устраняет сложности, которые не позволяли небольшим организациям получить госзаказ.
  • Справедливость — участники не могут быть дискриминированы, если их предложение соответствует законодательным нормам. Заказчики не могут ограничивать конкуренцию и должны выбирать наиболее выгодный вариант.

В реальности принципы позволяют участникам процедуры закупки отстоять свои права. К примеру, если заказчик объявляет ограничения на участника тендера по минимальному годовому обороту, это не запрещено. Закон позволяет это делать, но в то же время нарушается норма о равноправии участников. Если сторона считает, что в отношении нее наблюдается дискриминация, она имеет право обратиться в суд.

Преимущества 223-ФЗ

При изучении закона 223-ФЗ у этого правового акта виден ряд преимуществ, особенно при сравнении с законом 44-ФЗ, также оговаривающим закупки, но с целью непосредственного обеспечения нужд муниципалитета и государства.

Федеральный закон 223 ФЗ о госзакупках
В сравнении с 44-ФЗ закон 223-ФЗ дает больше свободы, но не отменяет ответственность за нарушение процедуры торгов

Закон 223 ФЗ о государственных закупках имеет следующие отличия:

  • расширенный перечень способов закупок — по 44-ФЗ доступны открытые и ограниченные конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений, а также немногие другие варианты. Торги 223 ФЗ позволяет проводить в формате конкурса, аукциона и любом другом, который есть в Положении о закупках;
  • защищенность — для участия в закупках по 223-ФЗ должна быть усиленная квалифицированная ЭЦП;
  • выбор площадки — для проведения торгов подойдут любые электронные площадки, в то время как по 44-ФЗ для этого разрешено использовать только пять аккредитованных площадок;
  • отсутствие комиссии — по 223-ФЗ комиссия нужна только в случае, если проводится конкурс либо это требуется Постановлением. Это упрощает задачу, ведь для закупок, проводимых по 44-ФЗ, комиссия нужна практически всегда (кроме приобретения у единственного поставщика).

На кого распространяется закон

Правовой акт под номером 223-ФЗ рассчитан на применение государственными конторами и их разновидностями. Частные фирмы по-прежнему не ограничены в закупках и могут делать их в простом формате, закон касается только ситуаций, когда расходуются госсредства. Таким образом, с 1 января 2019 года по нему должны работать:

  • государственные корпорации и компании;
  • естественные монополии;
  • организации с долей участия государства более 50%;
  • дочерние организации всех перечисленных выше юридических лиц;
  • бюджетные учреждения, которые производят закупки за гранты или заработанные ими деньги. Также это возможно, если бюджетники сами исполняют контракт и привлекают других лиц для его исполнения, то есть становятся субподрядчиками.

Кто может участвовать в закупках

Потенциально любая компания или индивидуальный предприниматель могут подать заявку на тендер, об этом говорит 223 ФЗ с внесенными в 2019 году изменениями и официальными комментариями. Кроме того, не запрещено участвовать в закупках и физическим лицам, они не могут быть только организатором конкурса и быть с ним связаны.

Федеральный закон 223 ФЗ о госзакупках
Недобросовестные исполнители могут не рассчитывать на подписание контракта

Кроме того, участником закупки не может стать лицо, которое:

  • не имеет полномочий на подписание договора (если от лица участника выступает не его руководитель, а другой человек без доверенности);
  • официально не зарегистрировано — действует для юридических лиц;
  • не имеющее лицензию для поставок определенной продукции или услуг;
  • пребывает в ходе ликвидации или начало процедуру банкротства;
  • является должником по бюджетным платежам (налогам и прочим сборам);
  • имеет регистрацию в оффшорной зоне.

Важно! Если руководитель или главбух потенциального участника имеет судимость за преступления, связанные с экономикой, такой компании откажут. Так обеспечивается благонадежность и минимизируется коррупционный риск.

Заказчики по 223-ФЗ

Все перечисленные выше организации, на какие распространяется закон 223-ФЗ, могут быть заказчиками. Кроме госкорпораций и компаний, созданных и управляемых государством, а также естественных монополий, также заказчиками могут стать:

  • предприятия комплекса жилищно-коммунального обеспечения;
  • автономные учреждения, действующие на бюджетной основе.

Обратите внимание! Заказчиком может быть только предприятие, которое разместило в Единой информационной системе Положение о закупке. В нем должны указываться обязательные данные, в том числе порядок подготовки и проведения процедур, способы формирования заказов, порядок заключения договоров и их исполнения.

Для заказчика также желательно сформировать отдел закупок, который будет заниматься подготовкой и проведением тендеров. Для этого нужно предоставить эти полномочия определенному списку сотрудников. Именно они будут нести ответственность за неисполнение служебных обязанностей и нарушение отдельных норм закона, а также выполнят роль консультантов при наличии вопросов.

Порядок организации закупочных мероприятий

Чтобы закупки проходили с минимумом коррупционных проявлений, заказчикам нужно организовать на этп торги по процедуре 223 закона. Перечень ситуаций, когда это нужно, указан в 223 фз с изменениями от 2019 года и комментариями. Сформировав Положение о закупке и разместив его в ЕИС, можно создавать предложение для потенциальных партнеров.

Федеральный закон 223 ФЗ о госзакупках
ЕИС это единая система, содержащая информацию о бюджетных закупках

Информация о закупке размещается с помощью:

  • Единой информационной системы путем создания извещения о торгах, доступного всем желающим. К извещению должны прилагаться документы закупки.
  • Рассылки приглашений по участию в закрытой конкурентной процедуре не менее, чем двум потенциальным участникам, способным обеспечить выполнение контрактного сотрудничества. Обычно это применяется при наличии государственной тайны.

Для исполнения требования о конкуренции участники должны подать заявки с указанием окончательных ценовых предложений и условий сотрудничества. Из них заказчик должен выбрать предложение с наименьшей ценой, а после проверки документации и способности выполнения подписывается контракт. Несогласные с решением участники могут оспорить его в суде, если при этом были нарушены их законные права.

Способы закупок по закону

В Положении о закупках, которое размещается в ЕИС, должны быть предусмотрены конкретные способы проведения торгов. Среди конкурентных методов выделяются:

  • конкурс — может быть открытым, электронным или закрытым;
  • аукцион — также подразделяется на открытый, доступный всем желающим, электронный — проводимый на цифровой площадке, закрытый — доступный ограниченному числу участников;
  • запрос котировок — может быть электронным и закрытым;
  • запрос предложений.

Неконкурентные способы закупок также допустимы, при этом обращаясь к единственному поставщику, заказчик должен обосновать выбор. Причиной этому может быть наличие естественной монополии в требуемой сфере, отсутствие конкурентов или их незаинтересованность в участии.

Важно! Закон о закупках 223 ФЗ не устанавливает конкретных способов торгов. Это означает, что заказчик вправе выбирать исполнителя любым способом, если при этом выполняются принципы закона о закупках.

Электронный аукцион по 223-ФЗ

Торги по 223 закону на электронной торговой площадке являются одним из методов выбора исполнителя для компаний с госучастием. Заказчик должен опубликовать предложение на площадке не позже, чем за 15 дней до даты принятия решения, при этом опубликовав:

  • требования к качеству, характеристикам товара или услуги;
  • нормы заполнения заявки;
  • требования к описанию предлагаемого товара и его свойств;
  • сроки и место поставок товара;
  • начальную и/или максимальную цену договора;
  • расчеты цены лота;
  • порядок подачи заявок и сроки их приема;
  • требования к участникам;
  • критерии и порядок оценки заявок.
Федеральный закон 223 ФЗ о госзакупках
Электронный аукцион позволяет заключить контракт быстрее и найти выгодное предложение

Далее организатор принимает заявки и может требовать дополнительные документы, если сведения нечитаемы или признаны неполными. Победитель должен предоставить заявку, в которой укажет сколько он потребует за работу (не ниже минимального порога), а также доказательства обеспечения контракта.

Важно! При выборе нескольких претендентов и наличии в Положении этого права заказчик может провести переторжку. Она заключается в том, что потенциальные партнеры должны предложить выгодные условия, из которых выбираются оптимальные.

223-ФЗ: электронная подпись

Для любого участника, будь-то заказчик или поставщик — потребуется электронная цифровая подпись. Она должна быть квалифицированной, что обеспечивает большую безопасность, но при этом площадку, на которой она будет использоваться, выбирает сам заказчик.

На данный момент оформление ЭЦП производится несколькими десятками организаций. Из документов потребуется только заявление, перечень личных документов должностного лица, оформляющего ЭЦП, а также правоустанавливающие бумаги организации, в том числе приказ о назначении руководителя.

ЭЦП используется при действиях заказчика на электронной торговой площадке, минимизируя риск вмешательства в процедуру и принятия неверных решений.

Обеспечение контракта согласно закону

В рамках содержания фз 223 о госзакупках, его последняя редакция от 2019 года, установлено, что заказчик сам может решать, как потенциальный участник обеспечит контракт. Это нужно, чтобы гарантировать исполнение контракта на высоком уровне, согласно с требованиями организатора торгов. Если в Положении не указан конкретный метод обеспечения, участник может выбрать его самостоятельно.

Гарантировать исполнение контракта можно в виде авансирования наличными средствами либо взяв банковскую гарантию. При выборе наличных деньги размещаются на счете заказчика и переходят ему при неисполнении условий. Если же контракт удачно закрыт и это отображено в акте приема-передачи — сумма возвращается исполнителю.

Федеральный закон 223 ФЗ о госзакупках
Наличие обеспечения позволяет отсеивать участников с несерьезными намерениями

Интересно! Банковская гарантия как один из методов обеспечения контракта может быть взята в большинстве финансовых учреждений. Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк и другие предоставляют такую услугу. Она представляет собой кредитные деньги, перечисляемые заказчику при невыполнении контракта по вине исполнителя.

Штрафы по 223-ФЗ для заказчиков

Для заказчиков, которые не выполняют требования законодательства и допускают закупки без проведения тендера либо нарушают порядок выбора, предусмотрены штрафные санкции. Если говорить о денежном взыскании — это административная ответственность, хотя для должностных лиц предусмотрена и уголовная. 223 ФЗ и его действующая редакция устанавливает следующие штрафы.

Перечень профессийНормативный порядок выдачи
Строителисигнальная форма; перчатки; СИЗ лица и ушей; средства для сокращения воздействия вибраций
Водителирукавицы; теплый костюм; спецобувь
Грузчикикомбинезоны; перчатки; куртки; брюки.
Торговые сотрудникикосынки; перчатки; халаты
Сельскохозяйственные сотрудникиперчатки; обувь; рукавицы.
Электротехнические работникидиэлектрические спецперчатки; спецобувь; головной убор; верхняя спецодежда; термобелье для диэлектрики.

Существуют и другие штрафы, в том числе за неразмещение сведений о договорах, направление недостоверной информации в орган исполнительной власти и размещение сведений о договорах с нарушением сроков.

Внимание! Максимальная сумма штрафа для заказчика не превышает 500 000 рублей, в большинстве случаев она находится на уровне 100 тысяч рублей.

Нормы федерального закона 223-ФЗ устанавливают проведение торгов для госкорпораций и компаний с долей участия государства в уставном капитале более 50%. Правила, описанные в нем, предлагают более демократичные условия тендеров, чем в случае с госконтрактами по закону 44-ФЗ.

Федеральный закон 223 ФЗ о госзакупках
Штрафные санкции могут быть назначены только после проверки

Заказчики имеют право самостоятельно устанавливать условия, но при этом должны обеспечивать равенство для всех участников и выбирать самые выгодные предложения. В целом 223 фз, действующая редакция которого вполне демократична к участникам тендеров, предполагает и ответственность за его нарушение, поэтому процедура должна быть соблюдена.