Реестр недобросовестных поставщиков по 44 и 223 ФЗ

Согласно официальным данным, оборот денежных средств в сфере государственных закупок в 2018 году достиг уровня 6.8 триллионов рублей. В качестве соискателей на исполнение условий бюджетных компаний заявляются тысячи предприятий и предпринимателей. Как показывает практика, часть заявителей даже минимально не соответствует нормам действующего законодательства.

Деятельность некоторых организаций вообще можно назвать авантюрной, когда в расчете на получение прибыли юридические и физические лица продолжают участвовать в аукционах, не имея реальных мощностей и ресурсов на обеспечение процесса производства или оказания соответствующих услуг.

Что такое реестр недобросовестных поставщиков

Эволюция по направлению государственных закупок представлена активным поведением законодателя по редактированию регламентирующих документов. В числе актуальных ограничительных мер следующие:

  • Наличие определенного юридического статуса заявителя;
  • Соответствующий тематике конкурса профиль организации;
  • Подтверждение финансовых показателей, потенциала производственных мощностей;
  • Уровень деловой репутации;
  • Наличие денежных ресурсов для оплаты обеспечения контракта;
  • Неимение заявителя в реестре недобросовестных поставщиков по 44 и 223 ФЗ.

Основным государственным органом, ответственным за режим законности проведения контрактных процедур, назначена антимонопольная служба (ФАС). Полномочия структуры расширены до внедрения соответствующих предписаний, рассмотрения споров и даже возбуждения административных преследований.

Реестр недобросовестных поставщиков по 44 и 223 ФЗ
Как ФАС работает по обращениям

Статьей 104 Закона, регламентирующего контрактную систему, определяется порядок ведения публичного регистра организаций, имеющих практику нарушений антимонопольного законодательства. Таким образом законодатель ограничивает бизнес в участии в публичном обороте государственных закупок. Факультативным нормативом устанавливаются порядок добавления в реестр, его опубликования и критериев для формирования каталога нарушителей в список антимонопольного подразделения.

В реестр поставщиков госзакупок будут включаться контрагенты, допустившие нарушения установленных правил на стадиях подписания или исполнения контрактов, инициированных государственными учреждениями. Ответственность, установленная правовыми нормами, подразумевает не только качество товара или иной продукции, но и готовность к исполнению правил, заранее оговоренных конкурсной документацией.

Уклонение от исполнения часто становится причиной автоматического добавления юридических лиц и предпринимателей в санкционный реестр. Неимение предприятий в регистре не означает, что они не будут добавлены туда завтра.

Кто занимается формированием РНП

Согласно части 1 статьи 104 ФЗ о контрактной системе, формировать реестр по недобросовестным поставщикам с последующим отражением в ЕИС (единой информационной системе) поручено ответственному органу исполнительной власти. Подразделение АС должно учесть в реестре всех представителей бизнеса, которые обязаны были соблюдать условия договора, публично заключаемого по итогам проведения конкурсных процедур.

Реестр недобросовестных поставщиков по 44 и 223 ФЗ
Что включается в реестр НП

Контролирующим органом, обеспечивающим мониторинг конкуренции на товарных рынках и предупреждением монополий, является Федеральная антимонопольная служба. Ведомство активно участвует в разработке профильных законодательных норм, развивает свою деятельность через территориальные и зарубежные филиалы. Контролирующий орган осуществляет прием и рассмотрение обращений от всех участников государственных контрактов в письменном виде и через интернет-приемную.

Важно! По итогам разбирательств представители службы могут вносить предприятия, участвовавшие в закупках ГОВ в РНП. Основным негативным результатом наличия в таком реестре является ограничение на подачу заявок для поставок товарной продукции. Выйти из такого регистра плательщикам налога бывает не просто.

Основания и сроки включения в реестр

Общие условия, согласно которым субъекты предпринимательства могут быть квалифицированы под санкции антимонопольной службы, прописаны в части второй статьи 104 правил контрактной системы:

  • В первую очередь в регистре учитываются организации, которые выразили отказ в исполнении условий, выставленных государственным заказчиком. Так часто бывает, когда победители провели некачественную подготовку (провели неверные расчеты) или взяли в работу слишком много заказов. В такой ситуации продолжение деятельности становится экономически невыгодным. По этой причине организации, обеспечившие себе загрузку производства, могут год не участвовать в конкурсах;
  • Второй тип ситуаций, в которых происходит дополнение РНП,— расторжение контрактов с организаторами исполнения по решению суда. Обычно иски подаются компаниями, разместивших заказы в рамках действующего законодательства, но не получившие должного качества работ или услуг. Это может быть срыв сроков поставок, ухудшение одной или нескольких партий продукции, несвоевременное документальное обеспечение сотрудничества.
Реестр недобросовестных поставщиков по 44 и 223 ФЗ
Образец заявления на включение в РНП

На практике государственные заказчики устанавливают достаточно крупные штрафы за нарушение пунктов договоров. Но это не мешает им обращаться в суды для возврата средств, потраченных на неблагонадежных исполнителей;

  • К третьей группе причин, по которым субъекты предпринимательства выбывают из игры, относится существенное нарушений положений контрактов. Решение присвоить соответствующий идентификатор организации в реестре принимается по обращению заказчика. В пакете документов, принимаемом территориальным подразделением антимонопольной службы, должны содержаться мотивированные доводы, справки, выдержка из ЕГЮЛ и иные подтверждающие нарушение доказательства.

Дополнительная информация! Ранее действовавший порядок рассмотрения жалоб со стороны бюджетных предприятий предусматривал 10-дневный срок на принятие решения. В течение последующих 3 дней нарушитель должен был добавляться в реестр соответствующим Постановлением. ФЗ 71, изданным 01 мая 2019 года, период удовлетворения жалоб заказчиков фактически сократился до 8 рабочих дней. Сюда входит время рассмотрения претензий и введение моратория на деятельность предприятий.

Какая информация присутствует в РНП

Учет недобросовестных поставщиков осуществляется таким образом, чтобы обеспечить доступ к таким данным со стороны всех участников государственных закупок. В отличие от других аналогичных регистров, базы являются общедоступными и бесплатными. Уточнить нерадивых контрагентов может любой желающий (специалист контрактной службы). Что можно узнать из реестра:

  • Полные реквизиты организации, по которым ее можно идентифицировать. Это наименование, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика. Если включить иностранное предприятие, отражается альтернативное отечественному ИНН обозначение;
  • Даты, в которые были совершены соответствующие нарушения правил заключения контрактов, добавления в банк данных «выбывшей» организации. Это соответственно периоды уклонения от подписания договоров или от поставок согласно утвержденных графиков, внесения новой записи в реестр;
  • Данные для идентификации контракта, по которому было проведен разбирательство. В этом разделе также указывается причина завершения сотрудничества.
Реестр недобросовестных поставщиков по 44 и 223 ФЗ
Причины включения в РНП

Последствия добавления реестр

С момента, когда реквизиты предприятия добавляются в каталог ненадежных организаций, наступают правовые санкции. Самой очевидной санкцией является блокирование доступа к проведению электронных торгов. При этом государственные заказчики не наделяются правом решения о допуске юридических лиц и предпринимателей к исполнению размещенных ими заказов. Публичность санкции рассчитана именно на ограждение участия недобросовестных компаний в освоении средств бюджета.

Учитывая нормы действующего законодательства, иные правовые санкции для нарушителей не установлены. Однако учитывая общепринятую практику, нахождение организации в каталоге РПН может существенно снизить показатели деловой репутации и даже повлиять на экономическую активность обществ, в которых принимает участие учредитель блокированной компании.

Как проверить организацию на нахождение в РНП

Сделать это достаточно просто. Практически во всех информационных системах присутствует отдельный блок для проверки предприятий. На бесплатных для всех российских пользователей портале государственных закупок эти базы находятся в разделе «Контроль и аудит», подразделе РНП.

Реестр недобросовестных поставщиков по 44 и 223 ФЗ
Как проверить наличие в РНП

В общем регистре присутствуют данные с наименованием, ИНН и кодом закупки.

Также здесь можно посмотреть планируемую дату исключения экономических субъектов из реестра. Для удобства пользователей работает алгоритм поиска. Можно найти интересующую организацию по одному из реквизитов или дате добавления органом антимонопольной службы. При рассмотрении заявок, поступающих от участников, специалисты отделов закупок видят соответствующие отметки о нахождении компании в РНП.

Как подтвердить отсутствие сведений об участнике в РНП

В практику взаимодействия по государственным контрактам внедрены декларации соответствия правилам проведения аукционов. Этот документ присутствует в составе конкурсной документации, обязательной для заполнения соискателями. Оформляется на фирменном бланке компании. В тексте декларации делается указание на подтверждение недоступности организации заявителя в РНП, а том, что в таковом каталоге отсутствуют органы управления, в том числе:

  • Учредители (каждый из участников, если их несколько);
  • Члены Совета директоров;
  • Руководитель, в том числе номинальный, обладающий правом распоряжения и подписи документов по доверенности.

Отправляя такой документ в составе конкурсной документации, заявители берут на себя ответственность за деловую репутацию, а также за то, что их учредитель ранее не принимал участие в государственных закупках в качестве недобросовестного поставщика.

Учитывая тот факт, что на внедрение в базу поставщиков нарушителей уходит 8 дней, теоретически на момент подачи заявок соискатель может быть потенциально ненадежным.

Обратите внимание! В силу того же норматива об организации закупочной деятельности, обязанности подтверждать наличие несостоятельности у компаний не возникает. Равно как и нет права у заказчиков выдвигать подобные требования. Такая норма исходит из регламента состава конкурсной документации, в числе которой нет ни выписок, ни деклараций.

Как доказать свою невиновность, чтобы не попасть в РПН

Организациям, подпадающим под административное преследование, следует правильно вести себя в каждой ситуации. Не стоит забывать, что часто контракты могут выигрываться «не теми» участниками. По этой причине основной целью взаимодействия на этапе подписания контракта со стороны заказчика будет удаление подрядчика из игры. На практике бюджетные организации, заинтересованные в исполнении и самом компаньоне, никогда не будут скрупулезно контролировать каждое действие оппонента.

Учитывая суть учета в реестре как административного разбирательства, следует понимать важность состава правонарушения. Субъективная сторона проступка — это и есть умысел, искомая контролирующими органами недобросовестность. Реальное намерение не заключать контракт еще должно быть доказано или оспорено в стенах судебного заседания. Если же поводом к проведению разбирательства стали издержки, вызванные оформлением банковской гарантии или же поведением самого заказчика, решение по организации будет отрицательным.

Одним из инструментов санации российского закупочного рынка является формирование реестра нарушителей. Наличие записи в таком регистре с одной стороны, ограничивает экономическую активность организаций. С другой, дает уверенность в оппоненте, который будет соблюдать все условия контракта.