Тест Белбина

1 мин


2

Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия — создание команды, которая сможет решать важные и сложные задачи менеджмента. Построение команды это не только отбор специалистов, это искусство и умение организовывать слаженную работу всех сотрудников. От того, какими знаниями и умениями обладает человек, зависит его роль в команде. Одним из методов распределения ролей является прохождение теста Белбина.

Тест Белбина — суть метода

Британский ученый Рэймонд Белбин известен как автор методики формирования эффективных управленческих команд. Тест Белбина не является проверкой на совместимость участников группы. Он направлен на решение задач по профессиональному ориентированию.

Понятие теста

Методика создана для определения структур, которые будут управлять разработкой потребительского продукта. На основании исследований, проведенных психологом, было выделено 8 типов ролей, которые человек использует в команде в зависимости от своих личностных качеств.

Благодаря прохождению теста Белбина можно определить естественные для человека роли в коллективе, а также те роли, от выполнения которых лучше всего воздержаться.

Ключевой проблемой многих руководителей является отсутствие представления о самых эффективных способах управления людьми. Если директор предприятия может контролировать человеческие ресурсы, то он сможет полностью определить характер работы организации.

Идеи ученого основаны на теории самореализации. Он утверждал, что эффективность деятельности предприятия прямо пропорциональна её успехам в деле по раскрытию человеческого потенциала. Тест Белбина используется для оценки командных ролей сотрудников. Выделяет их сильные профессиональные и личностные качества.

Теория командных ролей

Методика Белбина основана на двух теориях: X и Y. Каждая из них определяет основные характеристики людей, которые помогают разделять их по группам.

Теория X

Под теорией X понимается система взглядов, которая предполагает жёсткое и авторитарное управление сотрудниками. По этой методике предполагается, что обычный работник будет всячески отлынивать от работы, ничего не делать, пока его не заставляют. Поэтому его нужно постоянно контролировать, проверять.

Такой тип людей предпочитает быть обычными рядовыми сотрудниками, чтобы избавиться от ответственности за принятие решения. Работник будет посещать своё место работы только из-за зарплаты, у него отсутствуют любые амбиции, нематериальные стремления. Считается, что такой сотрудник не перспективен для развития.

Теория Y

Под теорией Y понимается работник, который считает для себя трудоустройство как определенный отдых или игру. Это человек, обладающий самоконтролем, он проявляет необходимую инициативу и берет на себя ответственность. У него есть цели, к которым он идёт. Основным стимулом для работы такого сотрудника будет не боязнь наказания, а стремление к самореализации. Чаще всего это люди, которые обладают творческим потенциалом и избирательностью.

Создатель методики

Успешный менеджмент по теории Белбина будет основан на теории Y. Но профессор считает, что этого мало. Качества, которые учитываются при определении модели, чаще всего есть только у взрослых и опытных людей. Они формируются в течение долгого и упорного труда. Эти качества проявляются как результат саморазвития. Именно поэтому опросник Белбина разработан для людей, которые имеют достаточный опыт.

Важно! Лучше всего проводить опрос с людьми в возрасте старше 40 лет.

Профессор считал, что молодые люди не могут быть участниками таких команд, так как у них нет нужных качеств. Но позже он убирает возрастное ограничение, сославшись на то, что физический возраст не может равняться психологическому. Это говорит о том, что один сотрудник может созреть раньше, а есть такие люди, которые не повзрослеют никогда.

Характеристики роли в команде

На основании проведенных исследований Рэймонд Белбин выделил 8 типов ролей, которые исполняет человек в зависимости от своих персональных качеств. К ним относятся:

  • председатель;
  • доводчик;
  • коллективист;
  • оценщик;
  • разведчик;
  • исполнитель;
  • мыслитель;
  • формирователь.

Председатель

Это человек, который склонен доверять людям и принимает их такими, какие они есть. Он умеет доминировать в группе и ставить задачи и цели для всей команды. Председатель должен быть всегда спокоен и уравновешен. Он невозмутим перед любыми разногласиями в команде. Его работа всегда основывается на практическом реализме. Чаще всего он ведёт себя в социальных отношениях обособленно.

Теории ролей

Председатель всегда работает для эффективного использования потенциала команды. Поэтому он обращает внимание на таланты и качества людей. Такой человек отлично координирует усилия команды с помощью своих возможностей найти к каждому человеку подход.

Председатель всегда терпим, он выслушает других и всегда дает советы. Никогда не пускает на самотёк совещания, при любых разногласиях выдерживает основную направленность фирмы.

Важно! Такой человек всегда должен быть на одном уровне с командой. Если интеллект председателя будет ниже, чем его сотрудников, он не сможет установить контакт с людьми. Это приведет к тому, что он потеряет контроль, и команда начнёт заниматься неразрешимыми спорами.

Не очень хорошо и то, если уровень интеллекта председателя выше, чем средний у остальных сотрудников. В такой ситуации он будет продвигать только свои собственные идеи и превратит команду в средство для реализации своих целей.

Председатель может быть хорошим лидером для сбалансированной команды, перед которой можно будет поставить сложные задачи.

Организатор

Эта роль отводится для собранных людей. Такие работники готовы вдохновлять, организовывать работу, побуждать к действию. Они способны быть координаторами изменения точки равновесия в команде.

Это более индивидуальный тип лидера, чем председатель. Организатор способен подталкивать сотрудников действиями, увлекая их за собой. Но это может приводить как к успеху, так и к полному краху команда.

Важно! Чаще всего организатор и председатель в одной команде работают сложно. Каждый будет пытаться переключить сотрудников на свою роль. Но при этом важно обратить внимание, что организация нуждается и в одном, и в другом лидере.

Со стороны директора важно построить работу таким образом, чтобы эти две роли работали в разное время и при разных обстоятельствах.

Чаще всего организатор отличается нетерпением. Такие люди ориентируются на победу любой ценой. Организаторам характерны такие качества:

  • высокая самооценка;
  • подозрительное отношение к окружающим;
  • общительность.

У них очень повышенные требования к окружающим. Чаще всего это непокладистые, эмоциональные люди. С ними очень сложно строить отношения, но они выгодны для фирмы, так умеют ускорить развитие, изменить способ функционирования. Если проведенный ими анализ ситуации будет достоверным, то чаще всего это приводит к стопроцентно положительному результату. Они очень напористы в проведении переговоров.

Генератор идей

Серьёзные, индивидуальные люди. Чаще всего у них развитое воображение, интеллект и знания. Но при этом у них есть минус — они склонны пренебрегать практическими деталями и требованиями. Генераторы синтезируют знания. Они быстро утрачивают интерес к проблеме, так как теряют чувство новизны.

Создание команды

Такие люди предпочитают иметь отношения с идеями, чем с живыми людьми. У них очень высокие показатели креативности, интеллектуальный уровень их идеи отличается оригинальностью.

Исследователь ресурсов

Это роли, которые принадлежат любознательным и коммуникабельным людям. Они легко начинают контакт с новыми людьми могут поддерживать отличную связи с внешним окружением. Таких людей лучше всего ставить для работы на внешнем рынке. Умеют устанавливать контакты выстраивать отношения. Это дает возможность приносить в фирму новые предложения, которые будут очень ценны для работы. Они наблюдательны. К достоинствам можно отнести:

  • многосторонность;
  • гибкость.

Осуществляющие мониторинг

Роль в команде, которая должна принадлежать людям обладающим трезвым умом и рассудительностью. Они осторожны обладают высоким интеллектом и креативным мышлением. Осуществляющий мониторинг улучшает моральный климат и повышает степень сотрудничества между коллегами.

Доводящий задачи под ключ

Люди, которые не любят браться за работу, если понимают, что не смогут довести её до конца. Это важная роль для команды, так как эти люди не дают запускать проекты, которые не принесут пользу фирме. Внимательные к деталям, умеют хорошо планировать и доводить всё до завершения.

Человек компании

Дисциплинированная роль, ее исполнитель будет выполнять любую порученную работу. Отличительным качеством таких людей являются:

  • сознательность;
  • серьёзное отношения к делу;
  • практичность;
  • терпимость к окружающим;
  • уважительное отношение к правилам и порядкам;
  • организованность.

Они хорошо воспринимают любые новые цели, с ними не случаются нарушения морального кодекса. У них не возникает вопросов с тем, что работа может быть не выполнена из-за того, что она для них не интересна.

Сотрудник компании

Для него интересы команды выше всего. Он хорошо слушает других, находит общий язык, умеет выстраивать доверительные отношения со всеми окружающими. Основными характеристиками и качествами является общительность, но без доминирования, интерес к людям и человеческое взаимопонимание. Они доверяют людям, а люди доверяют им. Представители этого типа часто встречаются среди руководства.

Тест на роли в команде по Белбину поможет составить определение правильного состава на фирме.

Вопросы теста

Чтобы пройти тестирование, нужно ответить на вопросы из 7 блоков. В каждом размещено по 8 пунктов. Ответы должны даваться по типу согласен или не согласен. В соответствии с теорией Бельбина, идеальный менеджер будет тот, кто совмещает в себе все достоинства перечисленных ролей. Но при этом должны отсутствовать их недостатки. Профессор говорит о том, что недоступно одному человеку, может успешно выполнить команда, в которой будут сочетаться все 8 ролей.

Это не свидетельствует, что в фирме должно быть именно 8 человек. Каждый человек может совмещать в себе несколько ролей. Чаще всего встречается от 2 до 3. Главное, чтобы все функции выполнялись. В таком случае работа команда будет эффективной и успешной в целом.

Как правильно отвечать

На каждый блок выделяется 10 баллов. Их нужно распределить между всеми ответами. Важно по результатам проверить, чтобы сумма всех баллов по блоку не превышала 10.

Расшифровка результатов

Полученные очки с каждого блока опросника нужно перенести в таблицу. Важно проследить, чтобы общая сумма всех баллов в итоговой строке была равна 70. Если ответ не сходится, нужно пересчитать ещё раз, скорее всего где-то допущена ошибка.

Критика

Любое изобретение подвергается критике. Не обошло это стороной и тест Белбина. Основным аргументом является то, что сотрудник при повторном прохождении тестирования мог показать результат намного отличный от первого.

Это происходит из-за того, что тест Белбина рассчитан на людей старше 35 лет. Само тестирование определяет поведение человека в различных ситуациях. Если человек не имел опыта коммуникативных отношений в коллективе, то он не сможет дать объективные ответы.

Важно учитывать, что на поведение в коллективе влияет не только опыт взаимодействия с людьми, но и жизненные ситуации.

Как пройти тест онлайн

Тест Белбина можно пройти онлайн, найдя его в интернете в свободном доступе. Отвечать на вопросы можно без регистрации, бесплатно. Расшифровка результатов будет произведена автоматически по баллам, пользователь увидит описание.

Прохождение теста Белбина позволит определить природную роль. А также указать, какие профессии не характерны для личности.


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

2

Прочитали? Как оцените?

Плохо Плохо
3
Плохо
Скучно Скучно
0
Скучно
Любопытно Любопытно
1
Любопытно
Интересно Интересно
1
Интересно
Супер Супер
2
Супер

комментариев

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *