Малый бизнес — это вид предпринимательской деятельности, опирающийся на работу небольших фирм, не входящих в формальные объединения. Они имеют ограниченное число работников и прибыли и основываются путем собственного капиталовложения. Стоит отличать от среднего бизнеса, так как это небольшое предприятие, оказывающее крупное влияние на экономическую или хозяйственную роль страны (отдельного региона). Данный вид бизнеса в отличие от остальных является наиболее приспособленным к рыночным изменениям и стагнации ввиду невысоких производственных вложений и ограниченного денежного оборота.
Содержание
Понятие малого бизнеса
Категория включает коммерческие организации, отвечающие определенного рода условиям.
К таковым относятся следующие ограничения.
Ограничение по статусу
Собственная доля хозяйствующего субъекта должна составлять не менее 51 %.
Суммарное участие второстепенных дольщиков не может превышать 25 %. К данной категории могут быть отнесены:
- государство и субъекты;
- муниципалитет;
- граждане и юридические лица других государств;
- общественные образования;
- благотворительные некоммерческие фонды.
К сведению! Вход в долевое участие происходит по правилу: лицу (или объединению нескольких лиц), не являющемуся субъектом малого и среднего бизнеса (за исключением обществ, осуществляющих работу по внедрению результатов интеллектуальной деятельности), не может принадлежать более 49 %.
Ограничение по численности персонала
Зависит от того, сколько сотрудников в фирме. Число задействованных в мелком предпринимательстве является предельным и ограничивается численностью от 16 до 100 человек. Среди них следует учитывать работающих по совместительству, гражданско-правовому договору, сотрудников филиалов и отдельных подразделений.
Важно! Подсчет осуществляется за прошедший календарный год.
Ограничение по выручке
При вычислении значения суммы учитываются доходы, получаемые при осуществлении всех видов деятельности.
В 2016 г. был установлен порог получаемой прибыли для сегментов МБ. Постановлением Правительства Российской Федерации его величина ограничивается суммой в 400 млн руб., в 2020 г. эта сумма увеличена до 800 млн руб.* Это значит, что к категории малый и средний бизнес будет отнесено большее число фирм.
Рекомендации по выбору направления
Деятельность в сфере МБ начинается с выбора направления и подготовки бизнес-плана. На сегодняшний день большим успехом пользуются нестандартные концепции и идеи. Однако начинающие бизнесмены нередко встречаются с трудностями. Избежать распространенных ошибок можно, если следовать данным пунктам:
- нужно выбирать знакомую и близкую лично область деятельности, задумавшись над идеями (можно проштудировать любой бизнес-портал для малого бизнеса);
- следует определить, какой вариант наиболее осуществим, интересен и перспективен с финансовой точки зрения;
- можно обращаться к профессионалам по интересующим вопросам;
- всегда необходимо изучать рынок и технологический процесс;
- важно учитывать наличие подобных стартапов в городе и их рентабельность.
Обратите внимание! Для эффективности работы в новых направлениях необходимо занять неосвоенную нишу и предложить то, что будет иметь спрос. При этом необходимо осознавать риск, так как концепция может не оправдаться.
Для сокращения рисков можно стать партнером в уже работающем проекте или на условиях договора-франшизы. Таким образом, бизнесмен получит готовый бизнес-план, схему работы, технологии и раскрученное имя. Это действует и для малого, и для крупного бизнеса.
Поддержка малого предпринимательства
Порядок оказания поддержки данной категории регламентирован государством и закреплен законодательно. В связи с этим маленькие фирмы могут рассчитывать на предоставление следующих видов помощи:
- финансовая (выделение средств из федерального или регионального бюджета);
- имущественная. Позволяет использовать государственную собственность на льготных условиях (например, право длительной аренды);
- консультационная. Предоставление возможности обучения и получения новых знаний;
- подготовительная (программы переквалификации персонала).
Важно! Оказание помощи осуществляется через специализированные фонды (МФЦ, Центр занятости, венчурные фонды).
В соответствии с региональными программами поддержка осуществляется в форме грантов, льготного кредитования, налоговых каникул, предоставления субсидий и др.
Гранты
Предоставляются по результатам участия в конкурсе.
Обратите внимание! Подходят для компаний, деятельность которых длится не более 2-х лет.
Список приоритетных направлений публикуется на сайте обществ, предоставляющих грант. Чаще всего финансирование распределяется следующим образом:
- 30 % бюджета для научной деятельности;
- 30 % для региональных проектов;
- 20 % на агропромышленное направление;
- 12 % на экономические достижения;
- 8 % — остальные варианты.
Льготные кредиты
Выгодные для предпринимателей условия устанавливают сами банки.
Важно! Вероятность получения такого кредита выше, если деятельность связана с перспективным направлением, а необходимым условием для предоставления будет вложение собственных инвестиций (20 % от предоставляемой суммы).
Налоговые каникулы
Это время, в которое лицо освобождается от взыскания выплат в установленном размере, срок ограничивается 2 годами.
Предоставляется на этапе основания (наибольшие затраты), поэтому подходит для молодого бизнеса, связанного с социальной, производственной или научной сферой. Помимо этого, регистрация лица в качестве ИП должна быть осуществлена единожды.
Субсидии
Выделяются в приоритетных для страны направлениях. Оформляются в течение 6 месяцев со дня открытия. Максимальная сумма субсидий — 1,5 млн руб. Примером возможной реализации финансов может быть:
- покупка сельскохозяйственного участка;
- разработка и постройка специализированных помещений;
- приобретение технического оснащения;
- развитие инфраструктуры.
Уровень доверия к банковской системе
По официальному исследованию, проводимому НАФИ, за прошедший год количество бизнесменов, доверяющих банкам, выросло на 9 % и приблизилось к 85 %.
Статистические данные по малому бизнесу приведены в таблице:
Уровень доверия к финансовым организациям | |||
Банки | Лизинг | Страховые службы | |
Полностью уверены | 21 % | 52 % | 45 % |
Скорее уверены | 60 % | 20 % | 43 % |
Не доверяют/ затрудняются ответить | 19 % | 28 % | 12 % |
Идеи для малого бизнеса
Основные желания начинающих предпринимателей — минимальные затраты и быстрая окупаемость. Соответствующие данным требованиям идеи для малого и среднего бизнеса представлены ниже:
- вендинговый бизнес;
- ведение торжественных мероприятий;
- агентство по подбору кадров;
- предоставление риелторских услуг;
- аутсорсинг.
Таким образом, малый бизнес — хороший старт для развития любого предпринимателя. С этого вида начинали многие известные сейчас миллионеры. Главное — найти интересную и прибыльную идею, все просчитать и не растрачивать впустую прибыль, а вкладывать ее в развитие своего дела.
*Цены в статье указаны на февраль 2020 г.
Поставить оценку