Регистрация в ЕИС — для чего и как сделать

Участники госзакупок (поставщики) стали согласно новому закону регистрироваться в ЕИС. Ранее на портале zakupki.gov.ru пройти регистрацию могли только организации, которые размещали свои заказы — заказчики. В конце 2017 года был принял ФЗ № 504, в соответствие с которым регистрация в ЕИС стала обязательной и для участников.

Для чего нужна

До середины 2018-го 44-ФЗ в электронной форме определял проведение одной единственной процедуры — аукциона. Такие мероприятия организовывались на отобранных в данных целях площадках. Чтобы принять участие в конкурсе, претенденту нужно было пройти государственную аккредитацию на ЭТП.

Так как у заказчиков особых ограничений в плане выбора площадок для организации мероприятий нет, поставщикам нужно было аккредитоваться сразу на шести ресурсах (это позволяло им принимать участие во всех интересующих закупках одновременно).

В 2018 году были внедрены прогрессивные законодательные изменения — заказчики смогли проходить в онлайн виде конкурсы, аукционы, запросы по предложениям, котировкам. Закупки организуются на тех же ЭТП, которые были утверждены ранее, плюс трех новых. С 2019 года заказчиков обязали организовывать закупки строго в электронном формате.

На официальном ресурсе ЕИС в связи с этим был создан Единый реестр для всех участников закупок, в него включены данные о каждом отдельном поставщике. Ведением реестра занимается Федеральное казначейство.

Обратите внимание! До 2019 года и рассматриваемых законодательных изменений реестры аккредитованных участников вели операторы ЭТП для каждой площадки в отдельности.

Аккредитация в ЕИС теперь обязательна для каждого участника закупки в рамках единой инфосистемы. Она позволяет участвовать во всех профильных мероприятиях, проводимых согласно 44-ФЗ.

Регистрация в ЕИС — для чего и как сделать
Участник закупки «ловит» все преимущества, которые ему дает аккредитация.

То есть поставщик теперь сначала должен пройти процедуру регистрации в ЕИС, только после чего операторы электронных аукционных площадок проведут аккредитацию — сделать это они должны в течение рабочего дня. Аккредитация осуществляется путем взаимодействия электронной платформы с базой ЕИС.

После процедуры регистрации на сайте zakupki.gov.ru участник автоматически аккредитуется сразу на всех электронных площадках. Для поставщиков это огромное преимущество — не придется заниматься аккредитацией каждой площадки по отдельности. Сроки действия полученного разрешения — 3 года.

Важно! За полгода до завершения сроков действия регистрации участник имеет право подавать заявку на продление.

За 120 дней до окончания регистрации поставщику будет направлено уведомление о том, что ему нужно продлить сроки действия. Если заранее не принять меры, то за 3 месяца до завершения аккредитации возможность подачи заявок на участие в электронных процедурах будет аннулирована. Не нужно затягивать

Кому обязательно регистрироваться

Регистрация на Госзакупках является обязательной для:

  • участников в рамках действия 44-ФЗ;
  • участники в соответствие с 223-ФЗ с ограничениями «исключительно для МСП субъектов»;
  • участники торгов по договорам капремонта ППРФ № 615.
Регистрация в ЕИС — для чего и как сделать
Женщина работает с кассовым аппаратом.

Что нужно для регистрации

Как зарегистрироваться в ЕИС ИП, организациям, физлицам — далее. А сейчас информация, что именно требуется для проведения процедуры:

  1. Оплата отсутствует, так что никому ничего не нужно платить.
  2. Все данные об участнике, сведения из предоставленных им бумаг вносятся в Единый Реестр.
  3. Участники закупок в будущем смогут подавать заявки на любые закупки, которые проводятся электронными площадками.
  4. Аккредитованные, но без регистрации в ЕИС участники заявки могут подавать до конца года, в 2024 году без прохождения соответствующей процедуры это станет невозможным.
  5. ЭЦП обязательна.

Электронная подпись, используемая в цифровом виде, нужна для участия в торгах, она является альтернативой неквалифицированной, которая для решения текущих задач не подходит. Для создания ЭЦП применяются спецпрограммы шифровки данных, которые обеспечивают сохранность, полную защиту информации. Посредством усиленной подписи можно подтвердить все реальные права.

ЭЦП применяется и при регистрационных действиях, и в ходе проведения закупочных работ. Она позволяет заключать контракты на сотрудничество, документы, которые размещаются в ЕИС. В сертификате к подписи содержатся данные о владельце, названии организации, ее реквизиты, номер самого документа, уникальный ключ.

Важно! Уникальный ключ позволяет проверять подлинность ЭЦП на Госуслугах.

Регистрация в ЕИС — для чего и как сделать
Участник едут на конкурс Госзакупок.

Сроки и другие нюансы

Регистрация участника закупки бесплатная, заявки подаются онлайн (наличие ЭЦП обязательно). Срок действия разрешения составляет 3 года, повторная процедура возможно только за полгода до аннуляции прежней регистрации. Дополнительные сведения, бумаги, кроме тех, что указаны в постановлении, запрашивать запрещено. Оффшоры в ЕИС регистрироваться права не имеют.

До 2018 года регистрацию следовало пройти всем, у кого:

  • нет аккредитаций на ЭТП вообще плюс планируется открытие спецсчета, участие в торгах;
  • аккредитация есть, но не на всех ЭТП (проще пройти регистрацию ЕИС однократно);
  • в ближайшем будущем истекал срок аккредитации на любой из действующих ЭТП;
  • поменялись реквизиты компании, система ее работы;
  • спесцчет планировалось открывать в 2019 году.

В январе поставщики уже могли пройти аккредитацию ЭТП, изменить сведения об участниках закупок, внести новые, открыть после регистрации спецсчет. На 2019 году процедуру отложили те участники, у которых сроки регистрации не истекали, реквизиты оставались без изменений, был действующий счет для обеспечения текущих заявок. Напоминаем, что регистрация должна быть проведена в 2019 году.

Документация

Набор бумаг, запрашиваемый при прохождении регистрации ЕИС, будет аналогичен тому, который готовят для аккредитаций на электронных торговых площадках. Он включает в себя:

  • паспорт ИП либо устав организации;
  • выписки из ЕГРИП/ЕГРЮЛ (обратите внимание — они имеют ограниченные сроки действия, до полугода);
  • подтверждения полномочий руководителя (приказы, выписки);
  • подтверждения статуса владельца ЭЦП (когда подпись оформляется не на руководство);
  • подтверждения права прохождения регистрации ЕИС;
  • решение на одобрение для проведения крупных сделок.

Дополнительно могут потребоваться и другие бумаги, о чем вам сообщат.

ИП

Единая информационная система в сфере закупок регистрация в которой доступна для всех участников, устанавливает разный порядок процедуры для ИП, физлиц, организаций. Этапы регистрации для ИП:

  1. На сайте zakupki.gov.ru указать свой тип пользователя (ИП).
  2. Пройти проверку прохождения статуса в открывшемся окне.
  3. Загрузить сертификат ЭП ОГРН либо СНИЛС, если подается заявка как физическое лицо.
  4. Дождаться завершения сверки с указанными в ЕСИА данными.

После подтверждения информации регистрацию можно считать завершенной.

ИП заполняют специальную форму регистрации. В ней обязательно указывается признак пользователя — ИП либо физическое лицо. Практически все данные вносятся автоматом из ЕГРИП и ЕСИА. Вручную нужно будет выпить только реквизиты паспорта, электронную почту, контактный номер телефона.

Обязательно загрузите все требуемые документы. Останется завершить процедуру регистрации, учтите, что система будет проверять все поля, и ошибок в них быть не должно. Если по результатам проверки ошибок не будет, останется подписывать документ, разместить данные в ЕРУЗ.

Физические лица

На портале Госзакупок можно указывать статус «иностранного физлица». Выбрав ее, вы увидите соответствующую регистрационную форму. В ней нужно будет указать признак участника — физическое лицо иностранного государства либо ИП. В формы также автоматом подтягивается информация с ЕГРИП и ЕСИА. Для иностранных пользователей указывается часовой пояс, выбирать можно из предлагаемых ЕИС значений. Если это будет необходимо, заполняйте ячейку «Аналог ИПП».

В поле «Страна регистрации» страна указывается по справочнику ОКСМ. Вручную нужно будет заполнить данные удостоверяющего личность документа (паспорта или другого). Из всплывающих данных выберите пункт «Паспорт иностранца», введите его реквизиты. Укажите другие запрашиваемые данные, прикрепите сканы документов. В завершение процедуры нужно будет нажать кнопку «Зарегистрировать».

Регистрация в ЕИС — для чего и как сделать
Подача сканов документов, заполнение формы для физлица на zakupki.gov.ru.

Когда проверка ЕИС будет закончена, а ошибки не обнаружены, заявитель считается зарегистрированным. Впоследствии ему будет присвоен уникальный реестровый номер.

Сроки размещения

Для исполнения прописанных в статье 3 44-ФЗ норм и была разработана система ЕИС. Она применяется в качестве главного хранилища данных по закупкам услуг, товаров для государственных, муниципальных нужд. Заказчики обязаны вносить актуальные сведения в ЕИС по мере их поступления. При этом они должны строго соблюдать сроки.

Требования к оформлению:

  1. Документы нужно размещать в форме машиночитаемой документации, подписанной ЭЦП усиленного типа.
  2. Бумага оформляется согласно рекомендациям Правительства.
  3. Текст плана, графика составляется строго на русском, латиница допустима только в товарных знаках, названиях юридических лиц.

С учетом действующих требований планы в виде графиков и схемы закупок в ЕИС размещаются в трехдневный срок с момента визирования. Если в документах есть данные, представляющие из себя государственную тайну, их размещать не нужно. Бумаги, которые относятся к самой торговой процедуре, должны быть внесены в систему в обязательном порядке.

Сроки размещений по разным типам информации:

  1. Извещения — 4-7 дней до момента завершения даты подачи заявок по запросу котировок, до 2 суток с поступления запроса на аукцион.
  2. Разъяснения закупочных документов — до 2 суток с момента поступления запроса по аукциону, других ограничений нет.
  3. Извещение с корректировками — 1 день для запроса котировок с момента принятия решения о внесении поправок, максимум 2 суток до завершения сроков предоставления заявлений.
  4. Протоколы рассмотрения начальных заявок, первичное изучение предложений — по запросу котировок рекомендаций нет, для аукциона не позже завершения рассмотрения.
  5. Финальный протокол — непосредственно в день его формирования по котировкам, сутки за датой визирования для аукциона.

Рис. 6 Регистрация в ЕИС завершена, нужно правильно подавать документы.

Для открытых конкурсов:

  1. Извещения — за 20 суток до завершения предоставления предложений минимально, от 5 суток на запрос предложений.
  2. Разъяснения закупочных бумаг — пара суток с момента направления запроса по регламенту открытого конкурса, других требований нет.
  3. Извещение с корректировками — сутки с момента принятия решения о внесении изменений для участия в открытом аукционе, по запросам предложений рекомендации отсутствуют.
  4. Протокол рассмотрения первой части, начальное изучение предложений — сутки с момента подписания для открытого аукциона, час по истечении сроков подачи предложений по запросам.
  5. Финальный протокол — рабочий день за датой рассмотрения и следующий день после завершения подведения итогов соответственно.

За срыв сроков для заказчика предусмотрен штраф. Незначительные нарушения — это 5 тыс. рублей для должного лица и 15 тыс. для организации. Если ошибки серьезные, суммы увеличиваются до 30 и 100 тыс. соответственно.

Регистрация в ЕИС — для чего и как сделать
Герб РФ на синем фоне и подпись ЕИС.

Каждый этап проведенной закупки, независимо от ее типа, отражается ЕИС. Должностные уполномоченные лица обязаны неукоснительно и четко соблюдать все регламенты относительно сроков, правил предоставления документов.

Регистрация в ЕИС с 2019 года стала обязательной для всех участников закупок. Из статьи вы узнали порядок проведения процедуры для физлиц, ИП, как зарегистрироваться в ЕИС поставщику, читайте в другом нашем обзоре. Напоминаем, что важно соблюдать сроки подачи документов, чтобы не потерять доступ к участию в закупках.