Одним из популярных инструментов защиты заказчиков от недобросовестных поставщиков является реестр банковских гарантий (РБГ). До 1.07.18 г. любой мог провести проверку подлинности гарантии банка там, где размещен государственный заказ — на веб-сайте ЕИС.
С 1 .07.2018 г. в соответствии с пунктом 8.1 статьи 45 44-ФЗ и пунктом 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства № 1005 от 08.11.13 г., информация о гарантиях, выданных банком, не размещается больше на официальном сайте системы. В рамках данной статьи представлен материал о том, как получить информацию из реестра.
РБГ по 44-ФЗ: основные функции и задачи
В ч. 8 ст. 45 44-ФЗ указано, что банковская гарантия (БГ), предоставляемая участником сделки, должна входить в состав перечня, который размещен в Единой информационной системе (ЕИС). Если такая информация отсутствует в ЕИС, то отказ в принятии заказчиком документа правомерен. Ситуация ведет к отклонению заявки или даже отказу в заключении сделки контракта.
В такой ситуации информация может быть направлена в антимонопольную службу, а самого участника могут включить в состав недобросовестных контрагентов.
РБГ — это электронная база данных, размещенная в ЕИС. Она содержит данные о выданных участникам закупок БГ. Инициатор создания — ФАС. Данные публикуются и пополняются регулярно. На сегодня он содержит около 1 млн. записей.
Основные функции РГБ:
- надежная защита заказчиков от плохих и недобросовестных поставщиков;
- контроль над государственными расходами;
- снижение риска потери денежных средств при осуществлении закупок за счет бюджета.
Основная цель РБГ: минимизация потери бюджетных средств, которые могут возникнуть при выдаче фальшивых гарантий. Документ начинает функционировать только после того, как внесен в реестр и ЕИС.
Основные задачи РБГ:
- регулярная публикация данных и информационных материалов о финансовых услугах, которые существуют для обеспечения обязательств по государственным договорам;
- регулирует закупочную деятельность по товарам, а также предоставление услуг по гос нуждам;
- снижение рисков при оформлении государственных договоров путем исключения возможности предоставления исполнителем поддельных документов от не проверенных участников рынка;
- возможность провести проверку информации об услуге;
- определение добросовестности фин учреждения и контрагента.
Важно! После получения документов участнику торгов требуется самостоятельно проверить БГ в существующем реестре ЕИС, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.
В 44-ФЗ можно найти два списка. Правила их формирования и ведения указаны в Постановлении Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005:
- открытый;
- закрытый.
Открытый список включает БГ, выданные теми банками, которые включены в реестр банков, выдающих БГ. Характеристики такого реестра следующие:
- банки, включенные в перечень, соответствуют требованиям налогообложения, которые НКРФ установил;
- министерство ведет подобный реестр на своем официальном сайте;
- список размещается в ЕИС, в контекстном меню в разделе «Осуществление закупок»;
- перечень ведется Федеральным казначейством.
Важно! Занесение данных выполняется на добровольной основе. Сервис дает возможность внести данные о гарантии и выполнить проверку ее подлинности в режиме онлайн.
Открытый список содержит сведения:
- копия БГ;
- наименование банка, поставщика и заказчика и их адреса;
- код закупки (идентификационный);
- сумма денег к уплате;
- срок действия БГ;
- информация об отказе заказчика принять документацию (при наличии такой).
Важно! Реестр банков для банковских гарантий по 44 ФЗ Минфина не содержит, а только отражает организации, имеющие право выдавать подобные документы.
В закрытом реестре содержится следующая информация:
- информация о БГ как обеспечения заявок исполнения контракта, если данные содержат государственную тайну.
РБГ можно назвать своеобразным, но точным гарантом и защитой заказчиков от вероятности получить поддельную документацию от поставщиков. С тех пор, как бала создана данная система защиты, «серые» схемы предоставления нелегальной документации были приостановлены. Сократилось число мошенничеств в данной сфере, а возможность получать подделки исчезла.
Так, например, когда поставщик предоставляет заказчику гарантию, данные по которой не найдены в РБГ,то такую сделку можно отменить. При этом сам заказчик гарантию может проверять 3 дня. В итоге полученный механизм активно защищает как заказчиков, так и поставщиков. Заказчик проверяет легитимность выданной гарантии, а участник закупок может удостовериться в надежности банка, у которого он получил эту гарантию.
В соответствии со ч.8 ст. 45 44-ФЗбанк, который выдал гарантию, обязан включить эту информацию в РБГ вместе с документами, которые предусмотрены ч.9 ст. 45 44-ФЗ. Все эти документы подписываются электронной подписью утвержденного должностного лица.
Далее на протяжении 1 рабочего дня после занесения всей информации и документов в РБГ банк обязан направить принципалу выписку.
Госзаказчики имеют право принимать только те банковские гарантии по кредитным учреждениям, которые включены по ст. 74. 1 НК РФ в перечень. В перченее можно посмотреть требования к банкам:
- наличие действующей лицензии, по которой банк должен был аккредитовать сою деятельность;
- срок осуществления деятельности — не менее 5 лет;
- размер собственных средств должен составлять не менее 1млрд. рублей;
- за 6 предыдущих месяцев банком должны соблюдаться обязательные нормативы;
- отсутствие требований по финансовому оздоровлению.
Как и кто осуществляет учет банковских гарантий?
Учет банковской гарантии должен вестись в бухгалтерской службе любой организации. Не имеет значения, в каком варианте она взята: электронном или бумажном. БГ страхует вероятные риски и убытки любой финансовой сделки. Такие риски могут появиться, если поставщик, например, откажется выполнять свои обязательства, прописанные в договоре.
Учет БГ, как было указано, ведется в бухгалтерии компании. При бумажном варианте ведется учет первичных документов: товарная накладная, счет-фактура, передаточный документ.
При электронном варианте документальное подтверждение отсутствует. В данной ситуации, согласно Постановлению ВАС № 14 п.3, применяется система СВИФТ. При этом БК приравнивается к бумажному варианту.
При учете БГ в компании составляются проводки:
- Дт01-Кт76;
- Дт76-Кт51.
В ситуации, когда стоимость актива сформирована, а БГ можно выдать позже, проводки выглядят так:
- Дт91.2-Кт76.
Алгоритм внесения БГ в реестр
Для того, чтобы подключиться к ЕИС, финансовое учреждение должно выполнить следующие требования:
- сформировать соглашение с госорганами;
- получить цифровую подпись;
- удостоверить подпись;
- подключиться к регламенту, который регулирует взаимодействие между фин учреждениями;
- зарегистрироваться как гарант;
- внести сведения об услугах, которые ранее предоставлялись.
В ЕИС вносится следующая информация:
- наименование банка;
- денежная сумма по гарантии;
- наименование поставщика;
- срок действия документа;
- адрес и расположение фин учреждения;
- ИНН фин учреждения;
- адрес поставщика;
- ИНН поставщика.
Важно! Все документы должны быть заверены электронной подписью лица, уполномоченного на это.
Приказ Минфина России от 22.10.2015 № 164н содержит правила создания и размещения информации для закрытого списка. Алгоритм следующий:
- банк направляет информацию, аналогичную открытому списку, электронно или бумажно в территориальный орган Федерального казначейства;
- казначейство включает БГ в закрытый перечень и присваивает ей индивидуальный номер;
- по запросу банка или поставщика казначейство предоставляет выписку из закрытого перечня об информации.
Как найти интересующие данные в реестре?
Для проверки в реестровом рейтинге необходимо задать параметры документа в ЕИС. Он будет доступен для ознакомления в статусе «Разрешено» с указанными сведениями. Если данные отсутствуют либо некорректные, то эта ситуация может стать поводом для обращения в банк для того, чтобы узнать причины.
Все данные о выданном документе доступны в открытом варианте в течение 1 рабочего дня (ч. 11 ст. 45). После того, как произошло включение в список, банк направляет участнику выписку в установленный срок.
В ситуации, когда заявки и договора, по которым выдана БГ, содержат информацию, составляющую гостайну, то данные не размещаются в ЕИС.
Для поиска закрытого реестра необходимо зайти в личный кабинет в раздел «Реестры» и в главном меню выбрать «реестр банковских гарантий».
Поиск документов осуществляется по статусу. Возможна выгрузка данных по 44-ФЗ в Excel.
В полученной карточке можно найти следующие сведения:
- общая информация о БГ;
- данные об отказе в принятии;
- информация о прекращении обязательств;
- документация;
- журнал по событиям.
Как получить выписку из реестра?
Для того, чтобы получить такую выписку необходимо направить запрос о предоставлении документа из РБГ. Образец запроса представлен в приложении 4 к Приказу Минфина от 22.10.2015 № 164 н.
В выписке указана следующая информация:
- дата, когда сформирована выписка;
- наименование, адрес, ИНН и КПП банка, который является гарантом;
- наименование и адрес, ИНН, КПП поставщика;
- наименование и адрес, ИНН, КПП заказчика;
- вид обеспечения;
- номер извещения закупки;
- дата выдачи;
- содержание гарантии (дата прихода, окончания и сумма);
- прочие документы.
Как проверить гарантию
До 2018 года можно было без проблем зайти в РБГ и по номеру найти выданную гарантию. Так можно было избавиться от риска того, что в последний момент заявка будет отклонена или победителя признают уклонившимся от заключения контракта. После 2018 года участники часто пребывают в определенном незнании. Однако закон защищает их таким образом, что банки обязаны отчитываться перед клиентами о внесении данных в РБГ по 44-ФЗ. У банка есть один рабочий день на то, чтобы направить участнику выписку из РБГ.
Таким образом, РБГ по 44 ФЗ представляет собой универсальный инструмент, который позволяет отвечать за подлинность банковской услуги. В его базе есть информацияобо всех действующихна текущий момент документах и банках, которые выступаю в качестве гарантов. Доступ к этой базе есть у юрлиц и физлиц. Данные о действующих документов публикуются в течение 24 часов с момента заключения сделки, что позволяет отслеживать информацию быстро и просто. Основное преимущество функционирования РБГ заключается в получении настоящей (подлинной) информации физлицам и юрлицам о предоставлении услугии ее действительности.
Поставить оценку