Кpi – что это?

1 мин


1

Любой современный бизнес нуждается в своевременной аналитике и расчете параметров, их сравнении. От этого напрямую зависит его эффективность и окупаемость. Иногда случается так, что персонал и сотрудники работают неэффективно и это тормозит развитие, так как у них отсутствует мотивация. Для создания хороших условий нужны показатели, которые помогут определить, эффективно ли работает тот или иной отдел, все предприятие в целом.

Бывает сложно внедрить систему оценки в уже устоявшуюся структуру, но это необходимо. Одной из главных систем оценок эффективности бизнеса является кипиай. В этом материале будет разобрано, что такое KPI, ключевые показатели эффективности – что это такое.

KPI — что это такое

KPI расшифровывается как «основные показатели эффективности» в переводе от английского «key performance indicators». Многие пытаются понять, что такое KPI простыми словами. Если говорить простым языком, то КПИ или КПЭ – это такие показатели, по которым руководитель бизнеса может определить его эффективность. Эта методика пришла в СНГ в конце 20 века из Соединенных Штатов Америки. Случилось это во время перехода России на рыночную экономическую систему. Расшифровка KPI на русский — КПЭ.

Пирамида КПИ

В 60-х годах прошлого века во многих организациях начали повсеместно тестировать новую методику оценки работоспособности и мотивации. Называлась она MBO, а переводилась как управление по целям. Методика была придумана Питером Друкером и основывалась на том, что установка целей и достижение результатов равномерно распределяются между всеми сотрудниками, так как это коллективный процесс. Для работы MBO нужно, чтобы цели обладали свойствами конкретности, измеримости, достижимости, последовательности, временной срочности.

Вся система достижения целей обладает многоступенчатой структурой, поскольку для решения задач на производствах требуется разбить их не на один уровень и распределить на всех сотрудников. В итоге получается древо, имеющее строгую иерархическую структуру.

После этого, в начале 80-х, в США была разработана новая методика PM, позволяющая управлять эффективностью и результативностью работы. Она глубже основывалась на ключевых показателях и позволяла не только определить и оценить результат, но и отследить процесс его достижения. Это позволило получать намного больше данных, используемых для мотивации каждого отдельного сотрудника. Благодаря этому каждый человек работал, как над своей личной целью, так и над общей.

Все это стало основополагающим фактором в развитии системы ключевых показателей эффективности, которые используются и по сей день. Стоит подробнее разобраться с кипиай, что это такое и какие могут быть плюсы от его использования.

Плюсы и минусы

Система пользуется спросом в России уже очень давно и практически любое крупное предприятие произвело ее внедрение. Среди преимуществ системы можно выделить:

  • Возможность отслеживания эффективность деятельности отдельных отделов и подразделений в динамическом режиме;
  • Создание прогнозов развития на определенный период;
  • Корректировка работы отдельных структур, если они не дотягивают до запланированных этапов;
  • Создание объективной оценки работы людей;
  • Введение системы обратной связи, позволяющей человеку моментально получить оценку работы на основе ключевых показателей, а не основанную на мнении начальника;
  • Достижение «гармонии» и синергии за счет связывания каждой конкретной роли с общим результатом компании;
  • Сопоставление деятельности человека и его результатов с компенсационным пакетом.
Инфографика по мотивации сотрудников

Несмотря на все это, минусы у этой системы также присутствуют. Основными являются:

  • Повышенная сложность внедрения и администрирования;
  • Неоднозначные методики счета ключевых показателей, способные исказить результаты;
  • Сконцентрированность людей на ограниченном количестве параметров;
  • Возможное негативное влияние на работу в команде;
  • Установка при внедрении слишком низких или высоких показателей, которые демотивируют сотрудников;
  • Сложность в подсчете KPI для людей, чья работа не может быть измерена в количественной мере.

Виды ключевых показателей эффективности

Так как KPI — измеритель результативности работы и бизнес-процессов и является многоступенчатой системой, он состоит из нескольких основных показателей:

  • Результата — сколько в количестве и какого качества результат должен быть достигнут;
  • Затрат — количество затраченных материальных и временных ресурсов;
  • Функционирования — позволяет определить, насколько бизнес-процесс выполняется четко и соответствует заложенному алгоритму выполнения;
  • Производительности — показатель, который является производным и характеризует соотношение результата и затраченное на его достижение время;
  • Эффективности — показатель, который характеризует полученный результат, соотнесенный к материальным затратам.
Внедрение даже простых показателей должно происходить постепенно

Разработка и внедрение этих показателей основываются на следующих правилах:

  • Весь набор параметров должен состоять из минимально необходимого их количества, позволяющего управлять бизнес-процессом;
  • Все показатели должны иметь меру и быть измеримыми;
  • Измерение параметра по стоимости не должно превышать эффекта управления от его использования.

Показатели KPI в интернет-маркетинге

Так как интернет-маркетинг является очень распространенным видом деятельности, он также требует внедрения современных показателей оценки эффективности.

Интернет маркетинг включает свои уникальные показатели

Чтобы силы, энергия, время и деньги не ушли впустую, в этой сфере принято отслеживать следующие показатели:

  • Коэффициент конверсии (CR). Он показывает количество визитов, которые завершились целевым действием (заполнение анкеты, покупка, заказ) соотнесенным ко всему числу посещений. Измеряется в процентах.
  • Показатель отказов (BR). Параметр, показывающий число посетителей, которые покинули проект или ресурс, просмотрев всего одну первоначальную страницу, на которую попали при клике по ссылке или переходе. Изменяется в процентах и определяется как отказы, деленные на количество всех посещений.
  • Средний чек (AOV). Получается как сумма дохода за определенный период деленная на количество покупок (чеков). Часто его используют для сравнения платежеспособности клиентов по месяцам и определения товарооборота.
  • Количество трафика. Обобщенный параметр, который описывает весь трафик, попавший на сайт за определенный временной промежуток.
  • Цена клика (СРС). Отображает расход на один клик и рассчитывается по формуле: расход на кампанию по рекламе, деленный на общее количество кликов. Наиболее часто используется в контекстной рекламе и зависит от ниши рекламы, качества трафика и самой компании, региона, цен, которые готовы выставить конкуренты.
  • Цена заказа (СРО). Показывает затраты на привлечение одного клиента и рассчитывается как расход деленный на количество заказов.
  • Возврат инвестиций (ROI). Основной параметр окупаемости. Расчет происходит так: суммарных доход делится на количество инвестиций.
  • Пожизненная ценность (LTV). Отображает прибыль, получаемую компанией за время сотрудничества с определенным клиентом. Это разница между доходом от клиента и расходом на его привлечение и удержание. Определяет, выгодно ли удерживать человека или нет.
  • Показатель возвратов (RVR). Дает понять и проанализировать уровень интереса к сайту. Если сайт продает крупные товары, технику или авто, то показатель будет низким и это нормально. Если же такое значение будет у интернет-магазина или другого ресурса мелкой торговли, то нужно что-то менять.
  • Возврат маркетинговых инвестиций (ROMI). Ключевой параметр интернет маркетинга, ведь именно он показывает эффективность рекламной компании в целом. Расчет ведется следующим образом: доход делится на сумму всех инвестиций.

Как правильно рассчитать

Каждая компания выделяет свои ключевые показатели индивидуально. Это не всегда одни и те же стандартные параметры. Показатели определяются для достижения целей. Например:

  • Цель — составить план (карту) по продажам конкретного продукта в размере полумиллиона рублей каждый месяц. Главным параметром здесь станет план продаж, который будет изменяться в сумме всех продаж, деленной на плановую сумму.
  • Цель — увеличить сумму отгрузки в отчетном периоде на 15%. Главный показатель — средняя сумма отгрузки, которая измеряется в усредненной величине отгрузки, деленной на плановую усредненную величину отгрузки;
  • Цель — увеличить количество клиентов в другом определенном регионе продаж. Параметр будет измеряться в существующем количестве клиентов, деленном на плановое.
Пример расчета коэффициентов

Разброс значений мотивационных коэффициентов также определяется самостоятельно и индивидуально в каждом случае:

  • Нельзя выполнить план менее чем на 70%;
  • 100% выполнение определяется коэффициентом в 0,35;
  • Выполнение без ошибок — коэффициент + 0,2 и т. д.

Например, зарплата у сотрудника состоит из равных частей, одна из которых не меняется, а вторая зависит от его KPI. За выполнение плана на 80% сотрудник получает коэффициент 0,5 ко второй части, при выполнении плана на 90% — 1, а при 100% и выше — 1,5. Таким образом, появляется мотивация работать лучше и слаженнее. Просчитать зарплаты на основе имеющихся неизменяемых окладов с добавление коэффициентов, определяющих премии можно в простом табличном редакторе, например, MS Excel.

Как правильно внедрить

Внедрение показателей требует времени и сил, четкой последовательности действий, основанной на прохождении нескольких этапов. Среди них:

  • Определение целей и разработка стратегии. Как уже стало понятно, KPI интегрирует глобальные цели компании с личными целями сотрудников. Лучшим вариантом будет четкое выстраивание целей в виде иерархии, деление их на далекие и близкие. Это один из основополагающих пунктов и без него нет смысла двигаться дальше. Определение целей — долгая работа не на один день и не для одного человека. Экономика предприятия на этом этапе должна быть изучена полностью.
  • Подготовка работников. Не получится внедрить систему без легкости для персонала и незаметности. Желание руководителей внедрить такую систему встречается недовольством и протестом рабочих, большим количеством вопросов о важности и необходимости KPI. Чаще всего руководство совершает следующие ошибки: не разъясняет рабочим важность и нужность системы, и урезание заработных плат. Это худшее, что можно придумать, так как мотивации работать по новому порядку и с более низкой оплатой труда не будет никакой. Мотивация должна быть в том, что четверть премии рабочий может получить за свою эффективность и так далее. Перед внедрением следует подготовить сотрудников к постепенному переходу. Если они не готовы, то, возможно, следует перенести внедрение.
  • Подбор подходящих показателей. Система призвана контролировать показатели работы как каждого сотрудника, так и отделов или всей организации. На основании этой информации рассчитываются компенсации и премии. На этом этапе следует подобрать правильные формулы расчета эффективности и получить согласие человека работать по ним и получать вознаграждения. Не должно быть такого, что на премию будет влиять параметр, который неподвластен сотруднику. Необходимо выбрать простые и прозрачные, легко измеряемые и сбалансированные показатели KPI. Помочь в этом могут готовые матрицы KPI, находящиеся в свободном доступе. После этого происходит внедрение.
  • Автоматизация. После решения всех вопросов, можно автоматизировать систему с помощью ПО. Это способно заметно упростить процессы дальнейшего планирования, собрать данные в режиме реального времени без участия человека, рассчитать вознаграждение сотрудника, сформировать отчет о проделанной работе и многое другое.

Типичные ошибки

Типичные ошибки по внедрению KPI:

  • Внедрение без разработки общей стратегии развития компании или в отрыве от нее;
  • «Мотивировать» сотрудников уменьшением заработной платы для повышения эффективности;
  • Использование длинных и сложных формул расчета;
  • Поручать расчеты неопытным сотрудникам;
  • Пытаться изменять показатели, которые не измеряются количественно;
  • Подразумевать под KPI единственный элемент управления делами компании.

Таким образом, стало понятно, зачем использовать систему КПЭ, что это такое и какие положительные моменты она может принести бизнесу при оптимизации и анализе бизнес-процессов.

youtube.com/watch?v=zqm_pEbGP3I


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

1

Прочитали? Как оцените?

Плохо Плохо
0
Плохо
Скучно Скучно
0
Скучно
Любопытно Любопытно
0
Любопытно
Интересно Интересно
1
Интересно
Супер Супер
0
Супер

комментариев

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *