Как составить бизнес-план — пошаговая инструкция и образец

1 мин


0

Чтобы начать собственное дело, реализовать стартап или привлечь к проекту инвесторов, нужно предварительно составить четкий бизнес-план. Ни один банк не выдаст начинающему предпринимателю кредит, если тот не убедит его с помощью цифр в перспективности планируемого проекта. Перед тем, как составить бизнес-план, важно разобраться в особенностях документа, его обязательной структуре и грамотном алгоритме создания.

Описание понятия «бизнес-план»

Бизнес-план (БП) – это подробное описание проекта с точными расчетами необходимых инвестиций и перспективных финансовых показателей нескольких лет после открытия дела.

Каждый бизнесмен должен знать, как создать грамотный бизнес-план

Говоря простыми словами, в нем указывают цели, которые ставит перед собой крупный или малый бизнес, и способы их достижения.

В документе отражается информация о следующем:

  • компания;
  • продукт, который планируется реализовать;
  • подробный анализ рынка, конкурентов;
  • маркетинг, цели проекта.

В нем важно указать все стороны реализации проекта, в том числе риски и возможные проблемы, способы их минимизации и решения.

Совет! Чаще всего БП просчитывают на 3-5 лет, но в последнее время из-за постоянных изменений в экономике страны лучше делать расчеты только на 1 год.

Цели планирования бизнес-плана

Основная цель разработки БП – распланировать коммерческую деятельность в первые несколько лет в соответствии с потребностями рынка и финансовыми способностями инвестора. Важность документа заключается в грамотном анализе возможностей предприятия, он придает бизнесу целенаправленность, четко определяет его конечные и промежуточные цели.

Можно выделить и следующие дополнительные цели БП:

  • пополнение рынка дефицитными товарами и услугами, улучшение экологической ситуации, оздоровление психологического климата в стране, предложение новых технологий, расширение деловых контактов.
  • повышение статуса предпринимателя;
  • привлечение потенциальных партнеров, развитие международного сотрудничества;
  • привлечение денежных средств (кредиты, ссуды).

БП позволяет оценить возможности развития выбранной сферы деятельности, помогает упорядочить процессы внутри компании, построить успешный бизнес.

Основное предназначение бизнес-плана

Бизнес-план разрабатывают для менеджеров, собственников и кредиторов. Для каждого из них документ должен делаться в соответствии с интересующими их вопросами.

Бизнес-план – неотъемлемая часть кредитной заявки

Все участники, которые прямо или косвенно задействованы в реализации проекта, заинтересованы в его успешности. Поэтому БП должен содержать аргументированную информацию, удовлетворяющую интересам каждой стороны:

  • руководитель, менеджеры, вся команда – прибыль, возможность профессионального роста;
  • собственник (заказчик) – доходы от реализованного проекта;
  • кредиторы (инвесторы) – возврат вложенных средств и получение прибыли в виде процентов;
  • потребители – доступное качество товаров и услуг;
  • органы власти – уплата налогов, влияние нового бизнеса на социальные, экономические, экологические и другие проблемы региона.

Бизнес-план описывает цели, задачи ближайшего будущего и в перспективе. В нем содержится оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка, информация о потребителях, конкурентах.

Структура бизнес-плана

Перед тем как составить бизнес-план с помощью пошаговой инструкции, важно разобраться, какие разделы обязательно должны присутствовать в финальном варианте документа. Состав разделов зависит от степени детализации реализуемого проекта. Но есть несколько моментов, которые всегда нужно прописывать в нем.

Аннотация

Бизнес-план может включать аннотацию, но этот пункт не является обязательным в структуре документа. В ней разработчики дают краткое описание цели и основных положений документа.

Есть определенные правила построения БП

Раздел стоит оформить на 0,5-2 страницы. В нем указывают название компании, адрес, телефон, информацию о руководителе, суть и место реализации проекта. Можно также прописать круг лиц, для которых составляется документ.

Резюме

Раздел рекламного характера, главная цель которого – привлечь внимание того, кому адресован документ. Подходить к его оформлению нужно максимально грамотно, поскольку от его подачи зависит первое впечатление о проекте со стороны потенциальных инвесторов.

Важно! В резюме отражают весь бизнес-план в максимально сокращенной форме, но без потери сути проекта. Здесь коротко описывается вся информация, которая содержится во всех разделах.

Примерная структура резюме:

  • описание;
  • обеспеченность ресурсами;
  • схема реализации;
  • уникальность проекта;
  • сумма инвестиций;
  • прогноз прибыли;
  • схема возврата займа инвесторам;
  • эффективность проекта.

Цель резюме – дать общее представление о проекте и заинтересовать нужное лицо в дальнейшем изучении БП.

Бизнес-план

Далее следует непосредственно полный текст самого бизнес-плана. Содержание и перечень разделов также зависит от специфики проекта и виденья его разработчиком.

Содержание бизнес-плана

Бизнес-план должен отражать все стороны производственной и коммерческой деятельности предприятия, а также ее финансовые результаты. В мировой практике сформировались определенные требования к содержанию документа. Ниже описаны основные пункты, которые разработчики обязательно должны указать в нем.

Описание продукта

Раздел должен присутствовать в БП независимо от того, в какой отрасли планируется строить бизнес. В нем описываются потребительские характеристики продукта, ее конкурентные преимущества.

Можно добавить к вышеуказанной информации приложения в виде натурального образца продукта, его фотографии, техническую документацию и т. д.

Совет! Обязательно надо указать сведения об авторских правах, если таковые имеются, сертификатах качества, особенностях эксплуатации и сервиса.

Анализ рынка

Важную роль в оценке перспективности проекта играет анализ рынка отрасли. Для этого будущий предприниматель должен провести соответствующее маркетинговое исследование и создать небольшой отчет.

Последовательный и грамотный анализ рынка – основа любого БП

Анализ ниши содержит:

  • определение спроса, емкости рынка;
  • анализ конкуренции;
  • прогнозы объемов продаж;
  • описание маркетинговой стратегии.

В этом разделе важно указать специфику отрасли, где будет строиться бизнес, продемонстрировать основные цифры ее развития, перечислить основных игроков и продемонстрировать на их фоне оригинальность своего предложения.

Потенциальные покупатели

Далее следует подробное описание покупателей, на которых ориентирован продукт или услуга. Каким бы не был товар, он не может быть востребован всеми, и для успешности проекта крайне важно максимально точно определить свою целевую аудиторию.

Производственный план

На данном этапе нужно вывести себестоимость продукта. Это нужно для дальнейшего ценообразования и расчета финансовых показателей.

Для расчета себестоимости требуется оценка:

  • прямых затрат (закупка сырья, упаковки);
  • расходов на оплату труда сотрудников;
  • косвенных трат (аренда помещения, оборудования, коммунальные платежи);
  • вложений на рекламу, продвижение;
  • финансовых издержек (выплата кредита).

Этот раздел можно пропустить, если будущий род занятий – торговля.

План продвижения

Здесь надо четко прописать этапы и методы вывода продукта на рынок. План должен описывать подробное предложение для покупателя. Речь идет не только о характеристиках товара и его цене, но и дополнительных услугах (бесплатная доставка, акции, бонусы).

Важно! Инвесторам важно оценить планируемые каналы продаж, методы стимулирования спроса и рекламной поддержки.

Организационный план

В разделе необходимо расписать организационную структуру компании, подразделения и взаимосвязь между ними, производственную цепочку. Можно добавить штатное расписание. Здесь нужно рассказать об основных участниках предприятия, порядке подбора персонала, оплате труда.

Организация реализации бизнес-плана включает:

  • подготовка, согласование и утверждение стратегических планов;
  • создание учета, ведение контроля;
  • разработка методов мотивации персонала в целях соблюдения им сроков исполнения плана.

На данном этапе нужно подготовить график выполнения работ, обозначить сроки и порядок выполнения каждой стадии проекта, указать ответственных за это лиц.

Финансовый план

Это раздел с подробной сметой и планированием бюджета. Финансовый план обязательно должен быть согласован с материалами остальных частей БП. В нем указывается стоимостное выражение все разделов документа.

Финансовый план – «сердце» проекта

Обязательно нужно просчитать единовременные и периодические затраты. К первым относятся покупка оборудования или помещения, рекламные кампании. К периодическим – расходные материалы, сырье, аренда, коммунальные платежи, заработная плата, закупка товара.

Распространенные ошибки при составлении бизнес-плана

Составление бизнес-плана – сложный и многоэтапный процесс, особенно для тех кто не имеет необходимого опыта и знаний, но все равно решил самостоятельно его разработать. Если не обращаться к специалистам по планированию, высок риск допустить ряд типичных ошибок.

Самые частые ошибки при самостоятельном написании и оформлении бизнес-плана следующие:

  • отсутствие конкретных временных пределов осуществления поставленных целей;
  • общая расплывчатая информация занимает основную часть документа, тогда как больше внимания нужно уделять аналитической стороне;
  • анализ рынка произведен на основании ненадежных источников;
  • финансовые показатели слишком оптимистичны (чтобы инвестор поверил в проект, важно оценить и прописать все возможные риски);
  • много лишних сведений, «воды», мало цифр.

При отсутствии предпринимательского опыта самое главное упущение – это отказ от привлечения к составлению финансового плана профильного специалиста или центра. Стоимость таких услуг в любом случае ниже чем потери в случае непризнания ценности проекта.

Образцы готового бизнес-плана

Любой БП должен содержать в себе следующие обязательные пункты согласно нижеследующей таблице.

Шаблон готового бизнес-плана

При правильном подходе, грамотном выборе основных разделов и их последовательном заполнении можно вызвать интерес платежеспособных инвесторов. Чтобы бизнес-план получился достойным, важно четко соблюдать структуру документа, детально описывать все цели и действия.


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

0

Прочитали? Как оцените?

Плохо Плохо
0
Плохо
Скучно Скучно
0
Скучно
Любопытно Любопытно
0
Любопытно
Интересно Интересно
0
Интересно
Супер Супер
0
Супер

комментариев

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector