Бухгалтерия — это наука, которая занимается учетом, контролем, распределением финансовых средств. Бухгалтерия при помощи бухгалтерского учета не только фиксирует доходы и расходы компании, занимается оплатой налогов и подсчитывает прибыль. Крайне важно найти грамотного специалиста, который на основании полной и четкой информации покажет подробную картину финансового положения компании для ее дальнейшего анализа.
Что такое бухгалтерский учет
Бухгалтерский учет — это особый порядок документированного сбора, оформления, анализа данных, представленных в денежном выражении с целью отслеживания, упорядочивания бизнеса. Основная задача бух.учета — предоставление полных, подлинных сведений о деятельности компании. Эта информация в дальнейшем используется различными группами пользователей для контроля наличия и передвижения имущества, применения всех видов ресурсов и соблюдения законодательства.
Основная задача бухгалтерии реализуется с помощью различных методов:
- документирование — фиксация произошедших хозяйственных операций, действий;
- оценка — определение стоимости объекта в финансовом эквиваленте;
- бухгалтерские счета — способ сгруппировать и упорядочить активы, обязательства, операции;
- двойственное отражение операций — отражение каждой хозяйственной операции по дебету одного и по кредиту другого счета;
- инвентаризация — процедура сверки фактически имеющегося имущества с данными бухгалтерии;
- калькулирование — расчет себестоимости единицы продукта, работы, услуги в денежном выражении;
- бухгалтерский баланс, прочая отчетность — предоставление собранной, а также обработанной информации о состоянии дел предприятия.
Основная функция бухгалтерского учета — контрольная. Посредством исполнения этой функции оценивается достижение целей предприятия, выявление отклонений, их причины и возможные меры их устранения.
Обратите внимание! Помимо бухгалтерского в экономике существует понятие бюджетного учета, который осуществляется в бюджетных организациях и имеет некоторые отличия в процессе ведения учета.
Основные принципы
Принципы бухгалтерии — совокупность ее базовых положений и правил, принятых профессиональным сообществом для возможности выбора способа учета определенной хозяйственной операции даже при отсутствии конкретных разъяснений в законодательных актах.
Фундаментальными принципами бухгалтерского учета являются:
- Автономность. Обособленное ведение всех активов, обязательств, прибыли и убытков организации от собственников компании, ее работников и других юридических лиц.
- Двойная запись. Каждая хозяйственная операция компании всегда отражается в бухгалтерии как по дебету, так и по кредиту различных счетов.
- Непрерывность деятельности — информация об активах, обязательствах, доходах, расходах формируется исходя из предположения, что компания в будущем не прекратит осуществление своей деятельности.
- Объективность. Каждая хозяйственная операция должна быть отражена в отчетности, а также в обязательном порядке должна подтверждаться первичкой.
- Консерватизм. Оценка активов и доходов недолжна быть выше реальной, а обязательств и расходов — ниже реальной.
- Принцип начислений — все хозяйственные операции отражаются в бухгалтерии в том периоде, когда они были совершены, несмотря на дату осуществления оплат.
- Периодичность. Балансовое обобщение имеющейся информации должно регулярно повторяться в одинаковые периоды для адекватного сравнения одинаковых отчетных данных в разные моменты времени, а также для возможности исчисления финансового результата.
- Конфиденциальность— внутренняя учетная информация является коммерческой тайной организации, за разглашение которой предусмотрена ответственность.
- Принцип денежного измерения. Отражение всех хозяйственных операций происходит в национальной валюте страны.
- Преобладание экономического содержания — все хозяйственные операции отражаются в бухгалтерии исходя из их экономического содержания, а не правового.
Разновидности
По типу пользователей, для которых предназначена информация, различают три вида бухгалтерского учета:
- Управленческий. Задача этой части — формирование аналитических данных для внутренних пользователей. Достоверная и полная информация необходима для принятия управленческих решений. Данные управленческого учета не раскрываются для внешних пользователей и являются коммерческой тайной.
- Финансовый. Раздел предоставляет информацию о деятельности предприятия внешним пользователям: акционерам, партнерам, кредиторам, статистическим органам. Данные финансового учета подлежат разглашению, в них отражаются наиболее общие показатели результатов деятельности предприятия.
- Налоговый. Главной целью налогового учета является обобщение информации для определения налоговой базы по налогам на основе первичных документов.
Как организовать ведение бухгалтерского учета с нуля
Ведение бухгалтерии начинается с момента регистрации предприятия. Организация, начинающая свою деятельность, после факта получения правоустанавливающих документов, должна незамедлительно провести ряд мероприятий по организации работы. Краткий план по началу ведения бухгалтерии с нуля:
- Определение ответственного для ведения бухгалтерии. Возложение обязанностей оформляется приказом. Вести бухгалтерию могут: руководитель организации; главный бухгалтер; лицо, на которое руководитель возлагает обязанности или специализированная бухгалтерская компания.
- Выбор системы налогообложения. Сегодня можно работать в рамках следующих учетов налогообложения:
- ОСНО — общая система налогообложения;
- УСН — упрощенная система налогообложения;
- ЕНВД — единый налог на вмененный доход;
- ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог;
- Патентная система налогообложения — для налогообложения ИП.
- Разработка учетной политики предприятия. Учетная политика — основной документ, регламентирующий бухгалтерский и налоговый учет на предприятии.
Внимание! Учетная политика утверждается один раз в год, при наличии каких-либо изменений в перечне видов деятельности организации или изменений в положениях о бухучете и налогах. В случае отсутствия изменений, учетная политика заново не утверждается.
- Утверждение рабочего плана счетов. Организация самостоятельно определяет перечень синтетических и аналитических счетов, которые необходимы ей для учета, согласно плана счетов, разработанного приказом Минфина России от 31 октября 2000 года N 94н.
- Организация учета первичных документов — документооборот предприятия. На данном этапе руководство утверждает используемые формы первичных документов или разрабатывает свои на основании представленных форм в законодательстве.
- Покупка и настройка программы для бухгалтерского учета.
В настоящее время сформирована четырехуровневая система законодательных документов для регулирования бухгалтерского учета:
- Законы РФ и Указы Президента РФ;
- национальные бухгалтерские стандарты и положения;
- методические указания;
- нормативно-правовые акты предприятия.
Главным нормативным документом, регламентирующим бухгалтерский учет, является Закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ.
Возможные сложности
В работе бухгалтера периодически возникают проблемы, которые зависят не только от сотрудников организации, но и от деятельности государственных органов:
- Большое количество отчетов. Организация ежегодно сдает более 30 отчетов в различные органы: Пенсионный фонд, Федеральную налоговую службу, Росстат, Фонд социального страхования. Зачастую, данные в отчетах повторяются.
- Частые изменения в законодательстве. Бухгалтер должен работать только с актуальной законодательной базой, поэтому в компании необходимо предусмотреть доступ в платные справочные базы или подписаться на некоторые полезные журналы или газеты.
- Отсутствие первичных документов. Так как бухгалтер не может учитывать расходы без необходимых документов, требуется следить затем, чтобы все сотрудники компании приносили первичную документации в бухгалтерию точно в срок.
- В связи с переходом на МСФО необходимо совершенствовать программные продукты под новые стандарты учета. В свою очередь перехо
- д на МСФО требует больших денежных вложений: необходимо осуществлять обучение сотрудников или нанимать на работу новых специалистов, обладающих требуемыми умениями.
- Сложность гарантировании информационной безопасности данных, которые представляют коммерческую тайну компании.
Бухгалтерский учет скрывает множество сложностей и нюансов. Компания должна обеспечить непрерывное, сплошное и документально обоснованное отражение всех хозяйственных операций в бухгалтерии. Итогом этого отражения становится разнообразная отчетность, от которой непосредственно зависит дальнейшее управление предприятием.
Поставить оценку