Маркетинговая стратегия — что это такое

Маркетинговая стратегия считается основополагающим ориентиром на перспективу в бизнесе. Она определяет направление, в котором движется компания, потребителей, на которых нацелена и возможности получения дополнительной прибыли.

Что такое маркетинговая стратегия

Маркетинговая стратегия – это долгосрочное планирование, целью которого является достижение стабильной позиции на рынке и конкурентных преимуществ. Так, описываемое понятие раскрывает, как использовать имеющиеся ограниченные ресурсы рационально и прибыльно.

Маркетинговая стратегия — что это такое
Маркетинг – основная составляющая успешного бизнеса

Важно! Стратегии маркетинга – частицы в общем стратегическом виденье фирмы.

Правильно сформированный долгосрочный план включает конкретные ответы на три вопроса:

  1. Как предприятию выжить, учитывая нестабильность рыночных условий.
  2. Что поможет компании стать лидером в отрасли.
  3. Каким образом обеспечить бизнесу увеличенную долю на рынке.

Понятие, цели и применение маркетинговых стратегий

Задачи:

  1. Комплексное и системное изучение сложившейся экономической ситуации.
  2. Объективное оценивание спроса и нужд потребителей.
  3. Разработка плана и подбор методов для реализации.
Маркетинговая стратегия — что это такое
Теоретические аспекты темы

Соответственно выработанная программа направлена на:

  • удовлетворение потребностей клиентов;
  • распространение рекламных посланий, чтобы те быстро запоминались;
  • распределение товара таким образом, чтобы любой желающий смог приобрести продукт или получить услугу;
  • отменный послепродажный сервис, дальнейшее обслуживание.

Чтобы достичь поставленных целей, необходимо включить:

  • целевую аудиторию;
  • маркетинговый комплекс, или более известная интерпретация 4P.

Определив все моменты, становится легче принимать управленческие решения.

Почему планирование стратегий так важно в маркетинге

Часто бизнесмены задаются вопросом, нужно ли играться со стратегическим планированием, когда у фирмы дела идут вверх, а деятельность только радует успехами. Положение может устраивать сегодня и завтра, а через неделю захочется развития, или хотя бы удержаться на плаву. Ситуация на рынке непостоянная: появляются новые компании в отрасли, беспощадные действия конкурентов могут отобрать первые места и сдвинуть бизнес на низкие позиции.

Так, стратегия маркетинга – это обязательный инструмент в менеджменте и предпринимательстве, в каком указаны:

  • целевое направление задач и продуманных мероприятий;
  • портрет ЦА в Интернете и живых точках;
  • определение рекламных видов и форматов;
  • предполагаемый результат.
Маркетинговая стратегия — что это такое
Важность стратегического планирования для предпринимателя

При правильном построении маркетинговый стратегический план раскроет данные ситуационного анализа в сферах, выявит возникшие проблемы и возможные изъяны в функционировании, предложит несколько альтернатив выхода из проблематической ситуации с дальнейшим скачком вверх.

Какие бывают маркетинговые стратегии, виды

В учебных пособиях встречаются следующие классификационные признаки:

  1. В зависимости от степени охвата: массовый, дифференцированный, концентрированный.
  2. За позиционированием: лидер, последователь, лузер.
  3. По отношению к другим субъектам: агрессивный, конкурентный, защитный и сегментационный.
  4. Базовые: наступательный, оборонительный, отступательный.
  5. По состоянию спроса: де-, ре-, синхромаркетинг, стимулирующий и конверсионный маркетинг.

При выборе важно учитывать некоторые обстоятельства. А именно, ресурсы в наличии, уровень однородности продукта и рынка, этап ЖЦТ, маркетинговые стратегии конкурирующих фирм.

Уровни маркетинговой стратегии предприятия

В основном подразделяются на три уровня. Первый – корпоративный. Заключается в формировании миссии, целей и ценностей бизнеса. Представляет собой вектор существования и движения фирмы, предлагаемый ассортимент, правильную приоритетность деятельности отдела сбыта.

Маркетинговая стратегия — что это такое
Уровни маркетингового стратегического планирования

Деловая стратегия демонстрирует взаимодействие бизнес-единицы с другими контрагентами, устанавливает поэтапное распределение ресурсов и принимают во внимание все лазейки для увеличения доходности. Различают:

  1. Портфельная. Берётся во внимание ассортиментный баланс, принципы и последовательность существования всех товарных групп, вероятности выхода в еще не занятые сферы.
  2. Рост. Выводит на первый план главные источники финансовых приходов на долгий срок.
  3. Конкурентная борьба. Варианты захвата новых рынков, способы повышения конкурентоспособности продукта, и бренда в целом.

Внимание! Инструментальные стратегии направлены на оптимизацию маркетинг-микс товара.

Функциональные стратегии планируются для отдельных подразделений фирмы. Бывают:

  • ассортиментная;
  • продвижения;
  • дистрибуции;
  • ценообразования;
  • выбор целевого рынка.

Как выбрать подходящую стратегию

Важно руководствоваться особенностями маркетинга при формировании стратегического виденья:

  • процесс создания стратегия заканчивается установкой общепризнанных направлений, которые обеспечат необходимый рост;
  • постоянное обновление информации требует регулярной корректировки имеющихся планов.

Таким образом, учитывая указанных два критерия, можно переходить к непосредственному планированию.

Формирование и этапы разработки

Создание маркетинговой стратегии проходит несколько этапов:

  1. Исследование состояния рынка. Проводится анализ макроэкономического окружения, границ рынка и долю компании в определенной стези.
  2. Оценка текущего положения бизнеса.
  3. Анализ ситуации, сложившейся у конкурентов.
  4. Формировка целей.
  5. Сегментация.
  6. Позиционирование.
  7. Экономическая оценка.
  8. Постоянный мониторинг. Внесение корректив.
Маркетинговая стратегия — что это такое
Поэтапный разбор

Любая разработка основывается на реальных фактах. Поэтому для удовлетворительных результатов следует передо всем провести исследования: анкетирование, опросы, эксперименты, выборочное тестирование и т.д.

Оценка и анализ эффективности

Оценивание проводится с осмотра на несколько моментов:

  • качество и ресурсоемкость готового реализуемого продукта;
  • прогноз конкурентоспособности нынешних и будущих товаров;
  • предвиденье уровня цен, инфляции и влияния экономических явлений на стоимостные колебания;
  • определение объема выручки и реализации;
  • определение контрольных показателей.

К основным оценочным характеристикам относятся:

  • экономические показатели (чистая прибыль, рентабельность, инвестиционные возможности, структура задолженностей);
  • производственные параметры (потенциал, амортизация, износ основных фондов);
  • маркетинговые коэффициенты (коммуникации и бюджет);
  • портфельный анализ для бизнес-единиц (матричные методы, АВС-анализ);
  • SWOT.

Особенности маркетинговых стратегий в различных направлениях

Развитие сети Интернет, возрастание второсортных потребностей обусловило популярность торговли в онлайн и на живых точках. Чтобы товар выбрал потенциальный клиент, нужно его завлечь. К примеру, яркой обложкой, качественным обслуживанием или брендом.

Маркетинговая стратегия — что это такое
Маркетинговые коммуникации в торговле

Что касается строительства, здесь маркетинг не направлен на привлечение. Стратегия предполагает в данном случае:

  1. Сокращение расходов.
  2. Повышение производительности.
  3. Гибкость.
  4. Рациональное распределение ресурсной базы.

В финансах стратегическое планирование помогает найти правильные направления и методы реализации финансовых услуг. Также способствует диверсификации предложения, расширения клиентской базы и простому формированию антикризисных мероприятий.

Маркетинговые стратегии в антикризисном управлении

Часто отмечается, что в зависимости от стадии антикризисного управления, используются разные маркетинговые инструменты.

  1. Предкризисный менеджмент. Ориентир: профилактика возникновения кризиса через рекламные кампании, стимулирование и мотивацию труда.
  2. Кризисный менеджмент. Быстрое и безболезненное решение проблемы посредством минимизации затрат и диагностики неустойчивых единиц.
  3. Послекризисный менеджмент. Внимание остается реабилитации, санации, стабилизации.
Маркетинговая стратегия — что это такое
Комплекс маркетинг-микс

Таким образом, маркетинговая стратегия – основоположный элемент во всём долгосрочном планировании деятельности предприятия. Именно описываемое понятие помогает ближе познакомиться с потребителями, понять потребности и воплотить недостающие части в собственном производстве.