Запрос коммерческого предложения – как правильно сделать

Государственные организации, также, как и частные компании часто проводят различные закупки товаров и услуг. Они могут проводиться путем отправления запроса на предоставление цен и условий. Такая процедура называется запрос коммерческого предложения. Для государственных служб и организаций, такой документ законодательно регулируется. Установлены и прописаны его форма, пример оформления, требования к содержанию. Написать официальный запрос потенциальному поставщику о предоставлении начальной максимальной цены контракта можно несколькими способами. Кроме запроса, можно воспользоваться и наиболее популярным — методом сопоставимых рыночных цен. Он выполняется при помощи анализа рынка.

Что это такое?

Коммерческое предложение или сокращенно КП представляет собой документ, который является подтверждением цены на оказание услуг или поставку товаров, а также на то, чтобы они отвечали заявленным параметрам. Правильный способ составить и оформить КП один — предоставить поставщику письмо на официальном бланке, подписанное руководителем и заверенное печатью.

Обратите внимание! Подача или получение ответа на КП не является какой-либо гарантией или обязательством на оформление контракта или соглашения.

Государственные предприятия могут запросить получение предложения согласно статье номер 22, которая прописана в Федеральном законе под номером 44. Для того, чтобы конкретизировать все необходимые требования и условия, Министерство экономики и развития Российской Федерации составило перечень рекомендаций, опубликованных от второго октября 2013 года, под номером 567. Рекомендации включают в себя указание мероприятий, которые следует соблюдать заказчику для того, чтобы провести анализ рынка.

Запрос коммерческого предложения – как правильно сделать
Как оформить запрос

В перечне рекомендаций говорится о том, что перед тем, как выполнить закупку, следует просить сделать коммерческие предложения не менее трех раз от различных поставщиков. Когда заказчик получил три или более КП, следует выбрать те, в которых указаны наименьшие данные по ценам на запрашиваемые услуги или продукты.

Период действия

Полученные от участников коммерческие предложения могут достаточно быстро стать не актуальными. Это связано с тем, что в отечественных условиях постоянно происходит изменение политической и экономической ситуации.

Большинство коммерческих предприятий при ответе на запрос, указывают срок действия указанных условий. Он определяется предприятием самостоятельно, в зависимости от внутренних требований. Подобная информация отображается в тексте предоставленного КП в виде предельной даты действия.

Запрос коммерческого предложения – как правильно сделать
Письмо с указанием периода действия

Если такая информация не предоставлена, то периодичность действия документа может быть установлена как бессрочная. Но есть некоторые тонкости, которые отображены в представленном приказе под номером 567. Там указано о целесообразности применения данных, которые были получены заказчиком не более чем за шесть месяцев до времени, когда проводился анализ рыночной конъюнктуры.

Важно! Негласно требуется иметь свежее КП перед проведением каждой закупочной операции.

Если происходят ситуации, когда обновленные данные запросить не получается, то допускается применять старые. Однако, действует поправочный коэффициент при расчете цен. Порядок проведения такого расчета указывается в Приказе.

Кому подается заявка

Законодательно регулируются поставщики, которым можно отправлять запросы. Это должны быть те предприятия, которые уже имеют опыт в подобных поставках. Требуется проверить отсутствие данных о них в реестре недобросовестных поставщиков. Расчет начальной максимальной стоимости контракта недопустимо выполнять с использованием информации от анонимных источников. Не подходят также те КП, которые поданы без соответствия всем указанным характеристикам.

Запрос коммерческого предложения – как правильно сделать
Сайт ЕИС

Во время поиска компаний для поставки, разрешается применять реестр контактов, который публикуется в Единой информационной системе и других информационных источниках.

Процедура

Перед проведение закупочных мероприятий, заказчик обязан провести сбор информации о ценах. Для этого составляется официальный запрос, который рекомендуется разослать более чем трем потенциальным поставщикам. Процедура проходит таким образом:

  • требуется описать товар или услугу, которую необходимо получить. Нужно отобразить все характеристики продукции. Описать условия выполнения поставки, которые могут повлиять на конечную стоимость;
  • составить перечень предприятий, которые могут стать потенциальными поставщиками;
  • составить запрос о предоставлении данных и создать официальное письмо на бланке;
  • отправить составленное письмо всем поставщикам согласно подготовленного перечня. Это выполняется при помощи электронной почты или факса, можно разослать заказные письма;
  • провести анализ полученных ответов;
  • рассчитать начальную максимальную цену контракта.
Запрос коммерческого предложения – как правильно сделать
Раздел с реестром контрактов

Если заказчик не имеет возможности провести сбор КП, то Министерство экономического развития допускает выполнение анализа на основе ранее заключенных контрактов. Для этого следует применять реестр договоров, который публикуется в Единой информационной системе. Стоимостные данные из реестра можно применять при расчете начальных цен.

Виды

Запросы на получение КП имеют собственную классификацию, которая зависит от формы собственности организации, которая проводит сбор данных. Выделяются два основных вида документа — для коммерческих компаний и государственных организаций. Для каждого из видов есть определенные правила по составлению.

Коммерческие компании

Запрос на получение КП от компаний с частной формой собственности не имеет никаких законодательных ограничений. Не существует четкой формы оформления документа. Правила составления определяются только внутренними распорядками конкретной компании.

Однако, необходимо соблюдать деловой этикет и стиль написания. Запрос на получение предложений отправляется для того, чтобы получить необходимую информацию от как можно большего количества предполагаемых поставщиков. Это позволит заключить наиболее выгодный контракт.

Запрос коммерческого предложения – как правильно сделать
Пример составления запроса среди частных компаний

Отправка представленных писем проводится в свободном порядке. Можно использовать электронные методы коммуникации или классические (курьер, отправка по почте).

Государственные организации

Порядок действий с запросом среди бюджетных организаций указывается в законе «О контрактной системе в сфере закупки товаров, услуг, работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Составление и отправка запроса на КП у бюджетных предприятий выполняется с целью получить информацию о начальной стоимости соглашения. Запросы на текущие рыночные расценки среди компаний, которые обладают необходимой продукцией делается для того, чтобы привлечь их к сотрудничеству с муниципальными и государственными органами.

Перечень требований, который установлен при оформлении запроса согласно ФЗ, номер 44:

  • отправка документа выполняется при помощи открытого доступа, вся информация вносится в Единую информационную систему;
  • несмотря на постоянное сотрудничество и доверие организации к одной компании, необходимо отправить запрос как минимум еще двум поставщикам;
  • определение победившей компании осуществляется решением экспертной комиссии;
  • подписание договора может иметь место толь если победившая компания соответствует всем требованиям, которые указаны в Федеральном законе 44, статья 31, пункт 9. Там указывается недопустимость родства между участниками сделки;

Запрос на получение КП должен выполняться в соответствии с требуемыми образцами и формами, указанными в законодательстве. Должны присутствовать такие данные:

  • полное наименование предприятия, которое отправляет документ;
  • юридический и почтовые адреса, контактный телефонный номер и прочие;
  • подробное описание продукции для предполагаемой поставки с отображением основных параметров, например, название, технические характеристики, единицы измерения, необходимое количество и другие;
  • условия соглашения с написанием соблюдения требуемых сроков, цен;
  • дата окончания сбора предложений;
Запрос коммерческого предложения – как правильно сделать
Образец

Все остальные данные, текст и содержание аналогичны КП среди частных компаний. После сбора всех полученных документов, следует провести анализ и выбрать максимально подходящий вариант. Таким образом можно сэкономить средства организации. Запрос коммерческого предложения и образец письма отображен на рисунке.

Составление

Правила

Согласно Приказа, номер 567, составление запроса на КП должно проходить с соблюдением установленных правил и норм, а также содержать такие данные:

  • информация, при помощи которой можно определить идентичность поставляемой продукции или работ, которые предлагаются компанией;
  • основные условия соглашения, которое будет заключено при закупке. Необходимо, чтобы содержались данные о месте поставки, сроках, оплате, требованиях о необходимости гарантийных обязательств, размере финансового обеспечения выполнения;
  • характеристики необходимых услуг или товаров;
  • отображение информации о том, что отправка КП заказчику не влечет за собой обязательств по заключению договора;
  • информация о том, что ответ компании должен быть однозначно понятен, особенно обратить внимание на стоимость и срок действия документа.

Важно! Следует указать контактные данные и ФИО сотрудника, который занимается составлением и рассылкой запросов.

Перед отправкой письма, желательно сообщить об этом поставщику при помощи телефонного звонка. Можно попросить отчитаться о получении. При отправлении документации посредством электронной почты, можно указать тему, которая бы заинтересовала представителей компании.

Отправка подготовленного запроса должна происходить только после проверки на отсутствие ошибок, особенно в названии организации, ФИО лица, к которому происходит обращение. Если запрос был составлен качественно, вероятность получения ответа возрастает. Можно получить коммерческое предложение, которое бы содержало дополнительные материалы с примерами предлагаемой продукции и прочими данными.

Сценарии, которые могут возникнуть

В любой сфере всегда обращается внимание на качество составленного документа. Если дело касается частной сферы, то особо ценны оригинальность выполнения. Возможно соблюсти несколько возможных сценариев, согласно которым получить больше шансов на получение хорошего КП:

  • создание акцента на проблеме. Рекомендуется отправить предложение с возможными способами решения проблем компании-поставщика. Есть больше шансов его заинтересовать, если предложение будет содержать информацию о росте прибыли;
  • указание на прошедшее телефонное общение. Если имеет место предварительный разговор по телефону, то можно об этом сообщить в запросе. Например, «согласно договоренности, отправляем Вам запрос на КП от нашей организации»;
  • неожиданность. Такой способ больше подходит для коммерческой сферы при переписке среди частных компаний. Рекомендуется попробовать создать такое предложение, от которого сложно будет отказаться. Однако, при этом не следует фамильярничать и превозносить собственные возможности. Необходимо соблюдение этики и норм деловой переписки;
  • указание предложения. Такой способ часто применяется при написании государственных запросов на предложение. Он не предполагает наличия вольностей. Текст должен содержать только «сухую» информацию, которая перечислена в деловой манере.
Запрос коммерческого предложения – как правильно сделать
Пример

Пример коммерческого запроса, составленного согласно ФЗ 44 представлен на рисунке.

Особенности

Выполнение запроса на КП в государственных организациях должно содержать определенные пункты, которые указаны законодательно. В отличие от частной сферы, не допускаются различные вольности в составлении. Все должно проходить только согласно стандартам. От качества выполнения запроса зависит репутация отправляющего органа, а соответственно и всей страны.

Запрос коммерческого предложения отличается для частных предприятий и федеральных органов. Прядок последних регулируется законодательно. Частные предприятия могут отправлять запрос согласно личного усмотрения руководства. Существуют сценарии отправки указанных документов, а также особенности по оформлению для различных сфер и отраслей.